Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования 7
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования 11
1.3 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования 20
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
2.1 Правовые основы денежно-кредитного регулирования 25
2.2 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования 33
2.3 Тенденции денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.
По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов[29].
В качестве компенсации
за необходимость держать в
• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
• причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.
Кроме приведенных выше
«компенсирующих мер», дополнительно
используется субвенционное рефинансирование
путем переучета векселей. В некоторых
случаях резервные
При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.
В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.
Практически во всех развитых
странах процесс подачи данных коммерческими
банками для расчета
Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет[10].
Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.
Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для Банка Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно. При проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочной - на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка[12].
Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.
При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не административными методами[20].
Выводы по главе: На основании изложенного в первой главе, можно сделать следующие выводы: система денежно-кредитного регулирования, как совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, является необходимым условием нормального функционирования экономики государства, поскольку призвана обеспечивать стабильность цен, полную занятость населения и рост реального объема производства. Для достижения поставленных целей центральные банки используют различные инструменты и методы, такие как: учетная и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика, валютная политика.
Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять или умалять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обусловливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав[12].
При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, т.е. возможные ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего, банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.
В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:
При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства
В части регламентации отношении отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.
В отношении банковского сектора экономики государство:
Объектом постоянного внимания со стороны органов антимонопольного регулирования остаются решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг.
Конституция России и федеральное законодательство упоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой и кредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно-кредитной системе», «денежно - кредитной политике», «денежно - кредитном регулировании», но не раскрывают содержание этих понятий/
Отсутствует в
Не менее важным элементом денежной и кредитной сферы России являются валютные и фондовые биржи. Правовое регулирование их деятельности не отличается высоким качеством и согласованностью, наличием эффективного механизма государственного воздействия. Например, крайне расплывчато закреплены полномочия государственных органов в отношении валютных бирж. В законодательстве упоминается лишь Банк России и только в контексте установления им порядка осуществления валютными биржами сделок с иностранной валютой. В качестве государственного органа, регулирующего деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней, федеральное законодательство признаёт уже не Банк России, а Правительство РФ. Причем, в отличие от отношений, связанных с деятельностью фондовых и валютных бирж, на деятельность бирж драгоценных металлов и драгоценных камней в полной мере распространяется Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. [5].
Значительные объёмы денежных и кредитных операций совершаются на фондовых биржах. Регулирование деятельности фондовых бирж и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации, осуществляется уже не Банком России и не Правительством РФ, а Федеральной службой по финансовым рынкам, либо уполномоченными ею органами[5].
Не менее важным направлением государственной регулирующей деятельности в денежно - кредитной сфере является денежная эмиссия. По Конституции России исключительным правом на денежную эмиссию в России наделён Банк России. Причём Конституция России не ограничивает исключительных прав Банка России эмиссией только банкнот или монеты. Однако, вопреки Конституции России, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» такое ограничение устанавливает, сводя эмиссионные полномочия Банка России лишь к выпуску в обращение банкнот и монеты. В результате созданы предпосылки для утверждений, будто Банк России вовсе не является единственным банком, выпускающим деньги в обращение. Более того делается вывод, что любой коммерческий банк России может выпускать и выпускает свои деньги. Следует признать, что при нынешнем качестве правового регулирования такие случаи возможны, в особенности в процессе межбанковского кредитования[2].
Значительное место в денежно - кредитной сфере занимает инвестиционная деятельность. В особенности та её часть, которая связана с денежными средствами, целевыми банковскими вкладами, паями, акциями и другими ценными бумагами, вкладываемыми в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Таково же значение части страховой деятельности, связанной с формированием и использованием денежных фондов за счёт страховых взносов в интересах последующей (при наступлении страховых случаев) защиты интересов застрахованных лиц[6].