Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования 7
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования 11
1.3 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования 20
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
2.1 Правовые основы денежно-кредитного регулирования 25
2.2 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования 33
2.3 Тенденции денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
Специальность «Финансы и кредит»
Дисциплина «Деньги, кредит, банки»
Курсовая работа
Тема: «Денежно-кредитное регулирование»
Студент Башкирова Екатерина Юрьевна _______________
Подпись
Руководитель Нуждин Эдуард Герасимович _______________
Доцент к.э.н Подпись
Кострома 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Разработанность проблемы. Поскольку проблема формирования четкого механизма денежно-кредитного регулирования актуальна, теоретические аспекты данной темы хорошо освещены в современной литературе. Теоретические основы регулирования денежного обращения и денежной политики сформированы в работах зарубежных авторов: К. Варбюртона, Р. Дорнбуша, Дж. Кейнса, Ф. Махлупа, Дж. Мида, Р. Манделла, Ф. Мишкина, Ж. Сапира, Г. Саймонса, Фишера, Дж. Френкеля, М. Фридмена и других, а также в исследования ведущих российских специалистов в области денежной теории и денежной политики: А. Андрюшина, Л.П. Афанасьевой, СМ. Борисова, В.К. Бурлачкова, Ю.Глазьева, М.В. Ершова, И.С. Королева, Л.Н. Красавиной, С Р Моисеева, А.Г Наговицына, В.Я. Пищика, И.Н. Платоновой, О.Л. Роговой, Ю.Ю. Русанова, В.А. Слепова, Д.В. Смыслова, Г.Г.Фетисова, Е.Н. Чекмаревой. Практические аспекты реализации механизма государственного денежного регулирования хорошо освещены в средствах массовой информации.
Целью курсовой работы является исследование механизма государственного денежно-кредитного регулирования.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Объектом исследования выступает механизм государственного денежно-кредитного регулирования.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной денежно-кредитной политики, между центральным и коммерческими банками и другими субъектами денежно-кредитных отношений.
Методы исследования. В процессе исследования данной курсовой работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Характеристика объема и структуры работы. Основная часть курсовой работы содержит две главы, каждая из которых включает три параграфа. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты государственной денежно-кредитной политики, мировая практика, а также анализируются различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования. Во второй главе курсовой работы освещаются правовые основы денежно-кредитного регулирования, механизм его осуществления через Центральный банк, а также рассматриваются основные тенденции денежно-кредитного регулирования на современном этапе.
Практическая значимость исследования. Основные тезисы и выводы данной работы могут быть использованы для изучения дисциплин «Деньги, кредит, банки», «Денежно-кредитное регулирование»
Денежно-кредитное
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
Первая цель денежно-кредитного
регулирования – поддержание ст
Уменьшение инфляционных
процессов способствует улучшению
инвестиционного климата в
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства[16].
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
Определяющим элементом
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
Денежно-кредитное
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражаю наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота[26].
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции
Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов[24].
Механизм денежно-кредитного
регулирования формирует
Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых одним признаком.
Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры.