Денежно-кредитная политика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:58, реферат

Описание работы

При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1.Механизмы и направления денежно-кредитной политики………………………………………………………….3
2.Создание и развитие денежной системы Украины…………………………………………………………..6
3.Современные тенденции в денежно-кредитной политике…………………………………………………………..8
4.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины………………………………………………………….9
5.Значение функционирования денежно-кредитной политики…………………………………………………………..17

6.Проблемы денежно-кредитной политики………………….19

Заключение………………………………………………………22
Литература………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.85 Кб (Скачать)

     Основные  параметры денежно-кредитной политики в 2006 году. Монетизация отечественной  экономики хотя и недостаточна, но уже приближается к уровню стран  Восточной Европы. Есть и другой подход к вопросу сдерживания  роста денежной массы. Ограничение  динамики монетарных агрегатов приведет к дефициту ресурсов для развития, тогда как скрытый потенциал  к увеличению совокупного производства Украины огромен. Дополнительные деньги в обращении помогут стимулировать  работу "застойных" секторов, не входящих в сферу интересов ведущих  финансово-промышленных групп. Этот процесс  циклический - чем больше ВВП, тем  больше нужно денег в обращении, чтобы поддерживать необходимый  уровень монетизации.

     НБУ в 2006 году провел ряд нововведений, направленных на либерализацию валютного  рынка. Вначале была отменена обязательная продажа 50% валютной выручки. С начала сентября банки смогли проводить  «арбитражные» операции, то есть, одновременно выставлять свои заявки как на покупку, так и на продажу валюты. Упростилась  и деятельность стратегических иностранных  инвесторов: теперь им не надо использовать отдельные инвестсчета и переводить инвестируемую валюту в гривни. Усложнились  финансовые прогнозы для портфельных  инвесторов. Для них действовала обязательная норма резервирования 20% иностранных кредитов, вложенных в Украину на срок до 6 месяцев. Инструменты этой политики — учетная ставка, норматив обязательного резервирования и операции на открытом рынке. 10 августа 2006 года НБУ поднял учетную ставку на 0,5 % до 9,5% и тем самым заявил о борьбе с инфляцией. С 1 сентября 2006 года была ужесточена норма обязательного резервирования — с 7 до 8%. Специалисты же отмечают, что любое ужесточение денежно-кредитной политики негативно сказывается на росте ВВП, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.  

     6. Проблемы денежно-кредитной политики 

     Денежно-кредитная  и регуляторная политика Нацбанка Украины  нуждается в усовершенствовании, считают в Ассоциации украинских банков (АУБ). По мнению специалистов Ассоциации, на финансовом рынке Украины существуют серьезные проблемы, связанные с  нормативно-методическим обеспечением, оценкой стоимости активов, правовым регулированием доверительных операций и внедрением эффективной системы  рейтингования.

     Для решения этих вопросов необходимо направить  денежно-кредитную и регуляторную политику НБУ на активизацию инвестиционных процессов, ликвидировать монополизм в сфере обязательного рейтингования  и разработать ряд законов. В  частности, речь идет о Законе о доверительном  управлении финансовыми активами и  профильном законе о системе рейтингования  в Украине.

     Ситуация  конца 2007 года в отношении денежно-кредитной  политики тревожная. Финансовый блок правительства  Виктора Януковича в нокдауне: с января по октябрь потребительские  цены подскочили на 11,7%. Это стало  абсолютным рекордом за последние семь лет и превзошло все пессимистичные годовые прогнозы Кабмина. Ведь ранее  правительство обещало, что инфляция в 2007 г. не превысит 11%. При этом данные официальной статистики имеют отдалённое отношение к реальному индексу  потребительских цен, с которыми сталкиваются граждане Украины», - считает  главный редактор журнала "Деньги.ua" Александр Крамаренко. По данным собственных  замеров издания, потребительская  корзина, характерная для украинского  среднего класса, подорожала в октябре  на 4,39%, а за десять месяцев - на 21,81%.

     Аналитики Нацбанка, которые отвечает за сдерживание  инфляции, соглашаются, что возросший  спрос на товары действительно вызван ростом доходов граждан. Только за 9 месяцев 2007 г. украинцы получили из госбюджета, Пенсионного фонда и в виде потребительских кредитов банков более 245 млрд. грн.

     Важную  роль эксперты отводят и излишней гривневой массе в экономике. Дело в том, что НБУ для поддержания  фиксированного курса гривны регулярно  выкупает на межбанковском рынке  избыточную валюту за гривны. Валюта направляется на увеличение золотовалютных резервов, а эквивалентная ей гривневая  масса фактически создаётся Нацбанком  с нуля. С начала года НБУ уже  влил таким способом в экономику 47,7 млрд. грн. В итоге за 10 месяцев  денежная масса увеличилась на 36% - до 355 млрд. грн. Растёт и объём кредитов: с начала года он увеличился на 55% - до 381 млрд. грн. А кредитный бум, в  свою очередь, подогревает цены на жильё. По данным Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), в 2007 г. в Украине  цены на недвижимость росли самыми высокими темпами среди стран  СНГ. Причем среднегодовые темпы  роста жилищных цен превысили 20%, что намного выше показателей  реального роста ВВП. Запланированные  Советом Национального банка  Украины (НБУ) на 2007 год темпы роста  денежной массы могут быть превышены  под влиянием высокой макроэкономической динамики и активного роста социальных расходов, считают в Нацбанке. В  соответствии с утвержденными Советом  НБУ "Основными принципами денежно-кредитной  политики на 2007 год" темпы прироста денежной массы в 2007 году должны составлять 28–33%, но уже за январь-сентябрь 2007 года этот монетарный агрегат возрос на 33,4%. Согласно обзору, монетарная база в Украине в третьем квартале увеличилась на 15% (с начала года – на 31,3%) - до 127,7 млрд грн, денежная масса - на 14,9%, до 348,2 млрд грн. Рост спроса на деньги также происходил за счет процесса ремонетизации экономики  – с начала года уровень монетизации  увеличился с 42,32% до 44,9%. Закрепилась  тенденция к постепенному уменьшению уровня долларизации экономики: в июле-сентябре ее уровень снизился с 26,1% до 24,8% (в  начале года этот показатель составлял 27%, а в мае достиг 28,2%). Удельный вес вложений в национальной валюте в общем объеме депозитов с  начала года увеличился с 62% до 65,4%. При  этом доля обязательств украинских банков в иностранной валюте в общей  сумме обязательств с начала года увеличилась с 51,7% до 52,2%, на фоне активного  заимствования долгосрочных ресурсов на внешнем рынке. За январь-сентябрь 2007 года объем срочных средств  привлеченных кредитно-финансовыми  учреждениями от других банков увеличился на 76,5% (их доля в ресурсной базе за январь-сентябрь возросла с 22,8% до 26,6%) и значительную часть этих средств составляют обязательства в иностранной валюте.

     Согласно  положениям документа "Основные принципы денежно-кредитной политики на 2008 год" предусмотрено удержание курса  гривни в коридоре 4,95-5,25 грн/$1 и рост денежной массы на уровне 25-31% при  инфляции 6,8%. Вместе с тем, по итогам сентября 2007 года правительство заявило  о возможности пересмотра прогноза инфляции на 2008 год. Согласно документу, именно рост внутреннего спроса вместе с увеличением цены на газ были главными факторами формирования в  январе–августе текущего года дефицита торговли товарами в размере $4,9 млрд. Увеличение импорта по оценке НБУ, имеет  ограниченный антиинфляционный потенциал: импорт может удовлетворить дополнительные потребности населения далеко не по всем позициям; оживление импорта  негативно влияет на экономический  рост, в том числе за счет вытеснения отечественных предприятий; ориентация на импорт усиливает риски внешней  нестабильности национальной валюты из-за возможного возникновения дисбаланса между спросом и предложением на валютном рынке.

     НБУ ожидает сокращения уровня долларизации экономики Украины в 2008 году на не менее чем 3-5%. По оценке Нацбанка, активное привлечение банками ресурсов за рубежом приводят к накоплению определенных рисков. "Это способствует росту  долларизации экономики, которая в  целом ослабляет управляемость  денежно-кредитного рынка (ведь Нацбанк  прямо может влиять на динамику объема и стоимости лишь национальной валюты)", отмечается в обзоре. НБУ отмечает в документе необходимость взвешенного  подхода к вопросу привлечения  внешних заимствований в больших  объемах в условиях напряженности  на мировом кредитном рынке. Но, вместе с тем, в документе констатируется, что значительный приток долгосрочных ресурсов с внешнего рынка позволил как компенсировать дефицит текущего счета платежного баланса, так и  увеличить валютные резервы. Для  расчетов проекта госбюджета-2008 взяты  такие прогнозные макроэкономические показатели: ВВП - рост 7,2% (номинальный  ВВП - 810,1 млрд грн), инфляция - 6,8%, курс гривни за 1 долл США - 4,95-5,25.  
 
 

Заключение 
 

         Итак, переход Украины к рыночным  отношениям диктует необходимость  создания эффективной банковской  системы и проведение Национальным  банком действенной денежно-кредитной  политики, которое бы лучшее стимулировала  развитие новых экономических  процессов. Такая денежно-кредитная  политика, ее задача и условия  реализации определяются уровнем  развития экономики государства,  политическими процессами, состоянием  банковской системы и денежно-кредитного  рынка в целом. Соответственно  Закону Украины "О Национальном  банке Украины" функции изготовления  и реализации денежно-кредитной  политики положен на Национальный  банк Украины, которая формулирует  общие основы, определяет методы  и конкретные инструменты ее  реализации, разрабатывает соответствующие  нормативные и инструктивные  документы, а также осуществляет  контроль за выполнением этих  инструкций уполномоченными банками.

       Денежно-кредитная  политика является важнейшей составной  общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов  денежно-кредитной политики государства  происходит из времени создания Национального  банка Украины. Относительно изменений  в экономической политике и банковской системе Украины существенно  изменились не только методы, а и  инструменты реализации денежно-кредитной  политики, усовершенствуются при  этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский  рынки, условия использования соответствующих  инструментов и т.п.. Однако в связи  с динамическими изменениями  в экономике, в финансово-кредитной  сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование  денежного рынка, отладка надлежащего  контроля за соблюдением коммерческими  банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных  функций и т.п.

       Применение  того ли другого инструмента регулирования  денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит  от исторических традиций использования  финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия  банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д. 

Литература 

Пивоваров И. А. Национальная экономика Украины  в условиях трансформации:учебно-методическое пособие. Симферополь – 2006г.-с.119

Гроші та кредит: підручник/ под ред. Славлука М.І.- К.: КНЕУ, 2001

Костіна Н.І. Гроші та грошова політика: навчальний посібник . - К.: НІОС, 2001

Єпіфанов  А.О. Грошово-кредитна політика в Україні: тенденції та перспективи // Фінанси  України . - . 2000 . - №9 . - с.11-18

Лютий І.О. Грошова-кредитна політика в умовах перехідної економіки . - К.: “Атіка”, 2000

// Фінанси  України . -2000 . - №3 . - с.20-24

Мельник О.М. Законодовчі основи та найважливі параметри грошово-кредитної політики // Фінанси України  . - 2000 . - № 7 . - с.34-44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика Украины