Денежно-кредитная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание

Введение
1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования
1) Цели денежно-кредитного регулирования
2) Основные типы денежно-кредитной политики
2. Общая характеристика Центрального Банка РФ
1) Сущность и функции Центрального Банка РФ
2) Основные инструменты и формы денежно-кредитного регулирования
3. Процентная политика ЦБ
4. Политика резервных требований
5. Операции на открытом рынке
6. Рефинансирование кредитно-банковских институтов
7.Проведение валютной политики
8. Направления денежно-кредитной политики ЦБ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 80.93 Кб (Скачать)

     Операции  центрального банка на открытом рынке  предполагают использование различных  технических процедур. Они различаются  в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля  продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с  государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные – до 3 месяцев – и долгосрочные – от 1 года и более – операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

     Например: банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно  с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими  векселями. Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами активно применяются  как инструмент регулирования денежного  обращения и в других промышленно  развитых странах. Так, в Японии и  Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые «мобилизационными свидетельствами». Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента  косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего  средне- и долгосрочные государственные  ценные бумаги.

     Обратные  операции на открытом рынке (операции «репо») – операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

     При сравнительно небольших масштабах  операции на открытом рынке оказывают  в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного  обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного  рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное  средство регулирования состояния  денежного обращения и экономики  в целом.

     6. Рефинансирование кредитно-банковских институтов

     Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в трех нормативных  документах Банка России: в Положении Банка России от 3 октября 2000 года № 122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" (с учетом изменений), в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений) и в Положении Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций".

     Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  наряду с первичным предназначением  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции  и стали выполнять функции  банка банков. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств и в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

     Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных  странах – и небанковские кредитные  учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя  вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения  заключения аудиторской фирмы о  финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими  право учреждений на обращение в  центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма  их организации, но и уровень платежеспособности.

     Кредиты рефинансирования, предоставляемые  ЦБ, различаются в зависимости  от:

  1. формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  2. сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца);
  3. методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
  4. целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

     Учетные кредиты.

     Учетные (дисконтные) карты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под  учет векселей. Иными словами, учетные  кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

     Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера  поручительства и т.д. К переучету  в центральных банках допускаются  только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых  отвечает предъявляемым требованиям.

     В зависимости от имеющихся у центрального банка задач в области денежно-кредитной  политики уровень учетных лимитов  либо понижается, либо повышается. При  повышении уровня лимита расширяется  объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки  стремятся расширить использование  учетных кредитов как менее дорогостоящих  по сравнению с ломбардными кредитами.

     Повышая уровень лимита, центральные банки  стремятся выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или  увеличить кредитные ресурсы  банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение  уровня кредитного лимита не означает проведение центральным банком экспансионистской  денежно-кредитной политики, а интерпретируется как «техническое» регулирование  банковской ликвидности.

     Как правило, на все виды векселей, учитываемые  в центральном банке, распространяются единые учетные ставки. Однако в  некоторых странах допускаются  отклонения от данной практики.

     Ломбардные  кредиты.

     Ломбардные  кредиты представляют собой ссуды  под залог депонированных в банке  ценных бумаг. В узком смысле слова  термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые  центральным банком кредитно-банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности.

     В качестве залога обычно применяются  коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и  другие обязательства, то есть практически  те виды ценных бумаг, которые допускаются  к учету в центральном банке. Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость  залогового обеспечения должна превышать  сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель  сохраняет право собственности  на депонированные в центральном  банке ценные бумаги, однако если кредиты  не погашаются в срок, право собственности  переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного  долга в совокупности с начисленными процентами.

     Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются  на платной основе. Взимаемая за них процентная ставка, как правило, на 1% превышает официальную учетную  ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней.

     Ломбардные  кредиты могут быть предоставлены  на срок от 3 дня до 30 дней.

     Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца).

     Наибольший  удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные  кредиты, зачастую однодневные, которые  центральные банки предоставляют  лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты  на межбанковском рынке, тем самым, вынуждая их приспосабливаться к  экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты получили название корректирующие.

     Корректирующие  кредиты становятся наиболее распространенными  в периоды кредитного «голода». Они  предоставляются, как правило, для  корректировки финансового положения  банка, ухудшение которого было обусловлено  резким, непредсказуемым уменьшением  депозитов, либо возникновением временных  трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в  отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские кредиты. Корректирующие кредиты не могут  быть использованы в спекулятивных операций или финансирования сомнительных инвестиций. При предоставлении корректирующих кредитов принимаются во внимание такие факторы, как задолженность данного кредитного учреждения по отношению к его суммарным депозитам, особые обстоятельства, оказывающие влияние на его нынешнее финансовое состояние, а также конкретные действия, предпринимавшиеся им с целью получения средств из других источников.

     Особое  место в практике центральных  банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

     Кредиты более длительного срока пользования  выдаются центральными банками кредитным  учреждениям, которые не имеют прямого  выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в  финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера  своих активов.

     В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов.

     К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании, прежде всего, сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

     Кредиты более длительного срока использования  выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся  положение, реальности возврата ссуды  в установленный срок, размера  возможного ущерба вследствие банкротства  данного учреждения.

     Этими видами кредита пользуются кредитные  учреждения, испытывающие проблемы с  ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения  состояния денежного рынка. К  ним относятся кредитные институты, в структуре активов которых  преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности  с ликвидностью в периоды повышения  процентных ставок на рынках краткосрочных  кредитов.

     Объем кредитов предоставленных ЦБ за 2004 - 2007 года представлен в таблице 5. 

     Таблица 5 Объемы операций кредитования Банка России

Месяц/год Объем предоставляемых  внутридневных кредитов Объем предоставляемых  кредитов овернайт Объем предоставляемых  ломбардных кредитов
Итого за 2005 г. 3 051 870,5 30 262,7 4 540,8
Итого за 2006 г. 6 014 025,0 30 792,0 1 359,0
2007 г.
Январь 635 927,8 713,8 11,0
Февраль 785 436,1 2 680,6 158,0
Март 914 334,9 2 506,1 150,5
Апрель 816 459,7 6 898,7 0,0
Май 867 991,2 1 733,9 16,1
Июнь 889 430,7 5 704,8 15,6
Июль 742 779,1 1 845,1 6,8
Август 994 772,1 5 764,8 233,5
Сентябрь 888 821,5 4 655,0 923,7
Октябрь 1 113 414,4 3 992,8 741,6
Ноябрь 1 350 445,8 6 543,3 2 899,2
Декабрь 1 271 154,2 3 984,6 965,4
Итого за 2007 г. 11 270 967,5 47 023,5 6 121,4
2008 г.
Январь 949 193,3 5 360,4 85,9
Февраль 789 158,3 6 284,9 13,6
Март      
Итого за 2008 г. 1 738 351,6 11 645,3 99,50

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ