Денежно-кредитная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание

Введение
1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования
1) Цели денежно-кредитного регулирования
2) Основные типы денежно-кредитной политики
2. Общая характеристика Центрального Банка РФ
1) Сущность и функции Центрального Банка РФ
2) Основные инструменты и формы денежно-кредитного регулирования
3. Процентная политика ЦБ
4. Политика резервных требований
5. Операции на открытом рынке
6. Рефинансирование кредитно-банковских институтов
7.Проведение валютной политики
8. Направления денежно-кредитной политики ЦБ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 80.93 Кб (Скачать)

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

     Функции Банка России:

    1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  1. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  2. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  3. устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  4. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  5. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  6. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  7. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  8. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  9. определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  10.   организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  11. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  12. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  13. публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

     Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

     2) Основные инструменты и формы денежно-кредитного регулирования 

     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним из элементов экономической  политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность  за стабильность денежного обращения  и курса национальной валюты.

     Денежно-кредитной  политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического  давления, но в то же время она  лишь косвенно влияет на коммерческие банки.

     Являясь посредником между государством и банковской системой страны, ЦБ призван  регулировать денежные и кредитные  потоки с помощью определенных инструментов. Использование различных видов  инструментов варьируется в зависимости  от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

     Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), по своей  форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

     Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.

     По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

     По  характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

     По  срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

     Основными инструментами денежно-кредитного регулирования: установление минимальных  резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование  официальной учетной ставки и  операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В  некоторых странах центральные  банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития.

 

      3. Процентная политика ЦБ

     Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным  средствам центральных банков, которые  предоставляются под определенные проценты. Дисконтная или учетная ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других, отвечающих требованиям центрального банка, видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

     Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный  банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческими  банками. Чем выше уровень официальной  учетной ставки, тем выше стоимость  кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования  качественного параметра денежного  рынка – стоимости банковских кредитов.

     Посредством манипуляций с официальной учетной  ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной  учетной ставки влечет за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как  со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны  небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии

     Как правило, в законах о центральном  банке предусмотрена лишь сама возможность  установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и  не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный  банк полностью автономен в своих  действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной  сфере. Как следует из практики центральных  банков зарубежных стран, официальная  учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%. В таблице 1 приведены процентные ставки ЦБ РФ за первые три квартала 2007 года. 

     Таблица 1 Процентные ставки в 2007 году

  апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноя

брь

декабрь
Межбанковская ставка 3,3 3,3 3,4 3,5 5,2 6,2 5,7 6,3 4,4
Доходность  ГКО --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Доходность ОБР 5,0 4,6 4,6 4,2 4,6 5,8 5,0 5,0 5,1
Депозитная  ставка 5,2 5,1 5,2 5,1 5,1 5,2 5,4 5,3 5,2
Депозитная  ставка, кроме депозитов "до востребования" 7,5 7,2 7,2 7,0 7,0 7,0 7,2 7,2 7,3
Ставка  по кредитам 9,8 9,5 9,5 9,2 9,9 10,4 10,6 10,8 10,8

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ