Денежно-кредитная политика, проводимая Центрального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка направлений развития денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Беларусь.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики Центрального банка;
определить инструменты методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание

Введение .....................................................................................................

Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики Центрального банка

1.1. Понятие, правовые основы денежно-кредитной политики Центрального банка
Цели и задачи денежно-кредитной политики Центрального банка
Типы денежно-кредитной политики ………….............................

Глава 2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

2.1. Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики Центрального банка

2.2. Результаты реализации денежно-кредитной политики Центрального банка

Глава 3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Заключение ...............................................................................................

Список использованной литературы ....................................................

Работа содержит 1 файл

Первоначальный вариант курсовой22222.docx

— 61.75 Кб (Скачать)

 Коммерческие  банки всегда рассматривают центральный  банк страны в качестве «кредитора  в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться  или не обращаться в центральный  банк за кредитом, принимает сам  коммерческий банк. Но со своей  стороны центральный банк страны  волен определять экономические  и прочие условия для доступа  коммерческих банков к таким  централизованным кредитам.

 На  первом месте среди таких экономических  условий находится та процентная  ставка, которую центральный банк  использует, выполняя функцию кредитора  коммерческих банков. Изменяя объем  «денег центрального банка», главный  банк страны получает возможность  влиять и на общий объем  предложения денег в национальной банковской системе [5, с. 241].

 Таким  образом, прирост объема кредитования  со стороны ЦБ в ходе кредитования  коммерческих банков увеличивает  предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов  денежной массы. 

 Изменение  учетной ставки является важным  инструментом денежно-кредитной  политики. Но, изменив ее, можно лишь  ожидать соответствующих действий  банков. Нельзя заставить банки  взять кредит на сумму, необходимую  государству. То есть при всей  своей значимости регулирование  через учетную ставку носит  «пассивный» характер и воздействует  на определение денежно-кредитной  политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке  или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки  зависит от:

  • ограниченных возможностей получения кредита у центрального банка;
  • инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;
  • учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время;
  • объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.

 Но  вместе с тем нельзя не отметить  и возможность получения ссуд  банками, находящимися в затруднительном  финансовом положении. А также  по изменениям ставки рефинансирования  коммерческие банки могут судить  о намерениях центрального.  

  • Изменение норм обязательных резервов
 

 Обязательные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных  денег в кассе банков, либо  в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным  банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

 Минимальные  резервы выполняют две основные  функции. Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением  обязательств коммерческих банков  по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных  резервов центральный банк поддерживает  степень ликвидности коммерческих  банков на минимально допустимом  уровне в зависимости от экономической  ситуации. Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым  центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране.

 Посредством  изменения норматива резервных  средств центральный банк регулирует  масштабы активных операций коммерческих  банков (в основном объем выдаваемых  ими кредитов), а, следовательно,  и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Кредитные  институты могут расширять ссудные  операции, если их обязательные  резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте  (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

 Изменение  нормы обязательных резервов  влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения  обязательных резервов происходит  как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

 При  использовании данного инструмента  денежно-кредитной политики следует  учитывать, что даже небольшие  изменения норм обязательных  резервов вызывают значительные  сдвиги в объеме резервов, масштабе  и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения  резервных норм могут даже  привести к нарушению денежно-финансового  равновесия экономики. Поэтому  они осуществляются во время  инфляции, спада производства, когда  необходимы сильнодействующие средства.

 Недостаток  этого метода заключается в  том, что некоторые учреждения, в основном специализированные  банки, имеющие незначительные  депозиты, оказываются в преимущественном  положении по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими  ресурсами. 

 В  последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного  метода денежно-кредитного регулирования.  Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах)  происходит снижение нормы обязательных  резервов и даже ее отмена  по некоторым видам депозитов.  

  • Ограничение кредитования
 

 Вместе  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

 Метод  ограничения кредитования представляет  собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие  от рассмотренных выше методов  регулирования, контингентирование  кредита является прямым методом  воздействия на деятельность  банков. Такие кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое  положение. Банки стремятся выдавать  кредиты в первую очередь своим  традиционным клиентам, как правило,  крупным предприятиям. Мелкие и  средние фирмы оказываются главными  жертвами данной политики.

 Нужно  отметить, что, добиваясь при помощи  указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного  роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой  активности. Поэтому метод количественных  ограничений стал использоваться  не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще  отменён. 

 Также  центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности  баланса, нормативы максимального  размера риска на одного заемщика  и некоторые дополняющие нормативы.  Перечисленные нормативы обязательны  для выполнения коммерческими  банками. Также центральный банк  может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы,  которые коммерческим банкам  рекомендуется поддерживать на  должном уровне.

 При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил  совершения банковских операций, других серьезных недостатках  в работе центральный банк  может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации  банков. Но использование административного  воздействия со стороны центрального  банка по отношению к коммерческим  банкам не должно носить систематического  характера, а применяться в  порядке исключительно вынужденных  мер. 

 Таким образом, говоря о каждом методе денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Беларусь в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты реализации денежно-кредитной политики Центрального банка

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста  социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а  также связанных с особенностями  банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное  размещение активов предприятий  и домашних хозяйств, нормальный ход  платежного процесса [10: с. 86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учёт всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

 Экономическое  развитие страны в 2011 г. протекает в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках.

Это отрицательно отразилось на импорте нашей страны. В апреле текущего года официальная девальвация белорусского рубля еще не была осуществлена, однако курс белорусского рубля понизился, что стимулировало экспорт Беларуси и существенно придавило импорт, за исключением легковых автомобилей. Особенно ярко это заметно на примере сферы продовольственных товаров.

Импорт  продовольственных товаров в  апреле составил 156,6 млн. USD при среднем  уровне импорта за первый квартал  в 179,8 млн. USD. Экспорт в апреле составил 352,9 млн. USD при среднем уровне экспорта за первый квартал в 281,3 млн. USD. Таким  образом, экспорт продовольствия в  апреле превысил импорт уже более  чем в 2 раза.

 Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2011 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

 Несмотря  на неблагоприятные внешнеторговые  условия, Республика Беларусь  в 2011 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития.

 Об эффективном проведении денежно-кредитной политики свидетельствует объем валового внутреннего продукта, составляющий на конец сентября 2011 г. 186,7 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2010 г. на 7,9%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития в 2011 году прирост ВВП должен составить к соответствующему уровню 2010 года 9—10%.

Ещё одним  примером эффективности денежно-кредитной  политики Центрального банка может  служить положительная динамика изменения объёма розничного товарооборота, который через все каналы реализации в январе-августе 2011 года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,5% до 59,5 трлн. белорусских  рублей.

Также следует отметить, что денежно-кредитная  политика Центрального банка направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. При этом произведен одновременный переход на режим управляемого плавания. Валютная интервенция будет проведена только для сглаживания резкого колебания курса. Аналитики напоминают, что денежно-кредитная политика ужесточена с 1-го июня текущего года.

 Тогда  Нацбанк полностью остановил эмиссионное кредитование государственных программ и увеличил уровень процентной ставки. В управлении информации отмечали, что это поспособствовало преломлению негативной тенденции, которая существовала в начале года.

На данный момент курс белорусского рубля продолжает торговаться во флете 9000 - 5600 рублей за доллар США - отмечают эксперты факультета детального изучения торговой системы Masterforex-V. Согласно новейшему техническому анализу Masterforex-V пробитие и закрепление за верхней или нижней границей флета укажет на формирование возможной волны А. Ближайшими уровнями сопротивления/поддержки для которой выступят психологические уровни 5000 и 9500. Следует напомнить, что данная волна будет короткой [15].

Информация о работе Денежно-кредитная политика, проводимая Центрального банка Республики Беларусь