Денежно-кредитная политика, проводимая Центрального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка направлений развития денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Беларусь.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики Центрального банка;
определить инструменты методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание

Введение .....................................................................................................

Глава 1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики Центрального банка

1.1. Понятие, правовые основы денежно-кредитной политики Центрального банка
Цели и задачи денежно-кредитной политики Центрального банка
Типы денежно-кредитной политики ………….............................

Глава 2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

2.1. Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики Центрального банка

2.2. Результаты реализации денежно-кредитной политики Центрального банка

Глава 3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Заключение ...............................................................................................

Список использованной литературы ....................................................

Работа содержит 1 файл

Первоначальный вариант курсовой22222.docx

— 61.75 Кб (Скачать)

 В  качестве стратегических задач  денежно-кредитной политики можно  выделить:

  • поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
  • достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
  • сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
  • поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
  • обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Итак, основными  конечными целями денежно-кредитной  политики являются устойчивые темпы  роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень  занятости населения, равновесие платёжного баланса. В качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Беларусь выступает  стабилизация общего уровня цен. [11, c.36]

 Следует  признать, что воздействие монетарных  рычагов на состояние национальной  экономики обнаруживается лишь  по истечении определенного периода  времени. Поэтому ошибки, допущенные  в регулировании денежно-кредитной  сферы, всегда имеют необратимый  характер. [7, с. 463]  

  
 
 

    1. Типы  денежно-кредитной  политики
 

 В целях более глубокого изучения поставленной автором проблемы, следует рассмотреть типологию денежно-кредитной политики Центрально банка Республики Беларусь.

Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором  инструментов регулирования.

 В  условиях инфляции проводится  политика «дорогих денег» (политика  кредитной рестрикции). Она направлена  на ужесточение условий и ограничение  объема кредитных операций коммерческих  банков, т.е. на сокращение предложения  денег. Центральный банк, проводя  рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

 В  периоды спада производства для  стимулирования деловой активности  проводится политика «дешевых  денег» (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении  масштабов кредитования, ослаблении  контроля над приростом денежной  массы, увеличении предложения  денег. Для этого Центральный  банк покупает государственные  ценные бумаги, снижает резервную  норму и учетную ставку. Создаются  более льготные условия для  предоставления кредитов экономическим  субъектам. 

 Регулирование  количества денег в обороте  (объема денежной массы, в узком  смысле – денежная политика) является  составной частью монетарной  политики центрального банка.  Последняя включает в себя  также процентную политику (политику  регулирования общего уровня  процентных ставок в экономике)  и политику валютного курса  (валютная политика в узком  смысле), то есть политику регулирования  уровня и динамики курса национальной  валюты к иностранным.

 Таким образом, можно сделать вывод, что Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [8: с. 468].  
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2

    АНАЛИЗ  ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

2.1. Инструменты и  методы проведения  денежно-кредитной  политики Центрального  банка 

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов и методов денежно-кредитного регулирования. Под инструментами денежно-кредитной политики подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной политики довольно широк. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита и условий кредитования. [11, c.36] 

Использование различных видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств. [6: с. 271]

 В  качестве основных инструментов  денежно-кредитной политики выделяют: операции на открытом рынке,  изменение учетной ставки (дисконтная  политика), изменение норм обязательных  резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный  характер.  

  • Операции  на открытом рынке 
 

 Операции  на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым  денежным рынком, когда государственный  долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются  денежные средства коммерческим  банкам (путем покупки ценных  бумаг) или изымаются денежные  ресурсы (соответственно при продаже  ценных бумаг).

 В  этих операциях участвуют несколько  субъектов рыночной экономики.  Во-первых, государство, действуя  через центральный банк, находящийся  у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население.  В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

 Операции  на открытом рынке с ценными  бумагами правительства имеют  долгую историю, относятся к  старейшему методу денежно-кредитного  регулирования. Такие операции  гибки и точны, их можно совершать  в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций  можно осуществлять достаточно  точную корректировку состояния  национальной банковской системы.  Такие операции имеют высокую  оперативность. Используя их, можно  рассчитывать на быстрое достижение  необходимого результата. [7, с. 467]

 Операции  на открытом финансовом рынке  — это операции Центрального  банка по купле-продаже правительственных  ценных бумаг по рыночному  или заранее объявленному курсу  с совершением позднее обратной сделки. [7, с.466]

 Скупая  ранее выпущенные ценные бумаги  правительства, центральный банк  изменяет структуру активов коммерческих  банков: ценные бумаги вытесняются  полноценными деньгами. На корсчетах  коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения.

При продаже Центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокиру-ются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [7: с. 466]

 По  форме проведения рыночные операции  центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми  либо обратными. Прямая операция  представляет собой обычную покупку  или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных  бумаг с обязательным совершением  обратной сделки по заранее  установленному курсу. Гибкость  обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

Если  разобраться, то можно увидеть, что  по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему  ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи  через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам  в период их нахождения в собственности  центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

 Тем  не менее, эффективность операций  центрального банка на открытом  рынке значительно снижается,  если коммерческие банки в  структуре своих активов имеют  незначительный пакет ценных  бумаг или не проявляют особого  интереса к подобным операциям  (низкая доходность, недоверие правительству  и т. д.).  

  • Изменение учетной ставки
 

 Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

 Переучет  векселей долгое время был  одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные  требования к учитываемому векселю,  главным из которых являлась  надежность долгового обязательства. 

 Векселя  переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

 В  случае повышения Центральным  Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться  компенсировать потери, вызванные  ее ростом (удорожанием кредита)  путем повышения ставок по  кредитам, предоставляемым заемщикам.  Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих  банков. Последнее является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.  Например, повышение официальной  учетной ставки в период усиления  инфляции вызывает рост процентной  ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

 Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу.  Во-первых, затруднение или облегчение  возможности коммерческих банков  получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность  кредитных учреждений. Во-вторых, изменение  официальной ставки означает  удорожание или удешевление кредита  коммерческих банков для клиентуры,  так как происходит изменение  процентных ставок по активным  кредитным операциям. 

 Недостатком  использования рефинансирования  при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот  метод затрагивает лишь коммерческие  банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется  не в Центральном Банке, то  указанный метод почти полностью  теряет свою эффективность. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика, проводимая Центрального банка Республики Беларусь