Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечений устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. ДКП – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой Центральный банк (ЦБ). Он выполняет две основные задачи. Первая – ЦБ должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи ЦБ играет роль кредитора в последней инстанции.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Инструменты и методы ДКР…………………………………..……..5
Глава 2. Инструменты и методы ДКР в мировой практике…………………19
Глава 3. Основные направления единой государственной ДКП ЦБ РФ на 2010 г. и плановый период 2011 – 2012 гг…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34
Цена
на нефть на мировых энергетических
рынках является важнейшим фактором,
оказывающим влияние на состояние
российской экономики. В связи с
этим Банк России рассмотрел четыре варианта
условий проведения денежно-кредитной
политики в 2010 - 2012 годах, два из которых
соответствуют прогнозам Правительства
Российской Федерации.
Табл. 1. Основные направления ДКП на 2010 г. и плановый период 2011- 2012 гг. (По данным ЦБ РФ)
Цена на нефть | Реальные располагаемые денежные доходы граждан | Инвестиции в основной капитал | ВВП | |
I вариант | 45 долларов за баррель | - 0,6 % | - 2,5 % | + 0,2 % |
II вариант | 58 долларов за баррель | + 0,4 % | + 1,0 % | + 1,6 % |
III вариант | 68 долларов за баррель | + 1,4 % | + 4,5 % | + 3,0 % |
IV вариант | 80 долларов за баррель | + 2,4 % | + 8,0 % | + 4,4 % |
В первом варианте прогноза, предусматривающем ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2010 году экспорт товаров и услуг может сократиться до 305,9 млрд. долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 53,0 млрд. долларов США.
Сценарные условия второго и третьего вариантов предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5 - 384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае 77,2 - 98,3 млрд. долларов США. В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый вариант) экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами - в 128,5 млрд. долларов США.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4 - 44,3 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2010 году снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза.
Положительное сальдо счета текущих операций в первом варианте прогноза будет недостаточным для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке и необходимость корректирующего воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США. При более благоприятном развитии ситуации на мировых рынках во втором - четвертом вариантах будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5 - 69,7 млрд. долларов США.
Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в пределах 45 - 87 долларов США за баррель в 2011 году и 45 - 95 долларов США за баррель в 2012 году.
В 2011 - 2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0 - 83,2 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.
В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов - на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6 - 51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2 - 106,7 млрд. долларов США.
В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 - 5,5%.
В среднесрочной
перспективе система
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.
Кроме
того, Банком России совместно с
Минфином России будет осуществляться
разработка мер по совершенствованию
рынка государственных
Банк
России в 2010 году и в период 2011 и 2012
годов продолжит использование
обязательных резервных требований
в качестве инструмента регулирования
ликвидности банковского
В
зависимости от изменения макроэкономической
ситуации, ресурсной базы российских
кредитных организаций и с
учетом других факторов Банк России при
необходимости может принять
решение относительно изменения
нормативов обязательных резервов и
их дифференциации. Вместе с тем Банк России
не исключает дальнейшего повышения коэффициента
усреднения обязательных резервов, позволяющего
компенсировать ликвидность кредитным
организациям при выполнении ими обязательных
резервных требований.
Заключение.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом из своих блоков. ЦБ выполняет свою часть — ДКП, он отвечает за её проведение.
Эффективное
проведение денежно-кредитной политики
помогает поддерживать экономику государства,
сдерживать инфляцию и создавать
предпосылки для экономического
роста державы. Несвоевременное
или неверное применение методов денежно-кредитного
регулирования может привести экономику
страны к упадку или полностью разрушить
ее. Нестабильность банковского сектора,
как показывает мировая практика, в подавляющем
большинстве случаев является причиной
экономических кризисов – как мировых,
так и национальных.
Список
литературы
4. Матлин А.М.
Деньги и экономические
5. Войтов А.Г.
Деньги: учебник. М., 2002.
6. Статистика
финансов: учебник под ред. В.И.
Салина. М., 2003.
7. Полищук А.И. Кредитная
система: опыт, новые явления, прогнозы
и перспективы: методическое пособие.
М., 2005
8. Интернет-ресурсы
официального сайта ЦБ РФ
– www.cbr.ru.
9. Интернет-ресурсы
официального сайта Российской газеты
– www.rg.ru.
10. Интернет-ресурс
www.confinex.ru.