Денежно-кредитная политика. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечений устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. ДКП – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой Центральный банк (ЦБ). Он выполняет две основные задачи. Первая – ЦБ должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи ЦБ играет роль кредитора в последней инстанции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Инструменты и методы ДКР…………………………………..……..5
Глава 2. Инструменты и методы ДКР в мировой практике…………………19
Глава 3. Основные направления единой государственной ДКП ЦБ РФ на 2010 г. и плановый период 2011 – 2012 гг…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Аграрный Университет

кафедра Финансы и кредит 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине Финансы

на тему:

Денежно-кредитная  политика.

Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования 
 
 
 
 
 
 

Выполнила __________________ 
 

Проверил __________________ 
 

СПб, г. Пушкин

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Инструменты и методы ДКР…………………………………..……..5 

Глава 2. Инструменты и методы ДКР в мировой практике…………………19 

Глава 3. Основные направления единой государственной ДКП ЦБ РФ на 2010 г. и  плановый период 2011 – 2012 гг…………………………………………24 

Заключение……………………………………………………………………..33 

Список  литературы…………………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Под денежно-кредитной политикой государства  понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечений устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. ДКП – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

     Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой Центральный банк (ЦБ). Он выполняет две основные задачи. Первая – ЦБ должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи ЦБ играет роль кредитора в последней инстанции.

     Основополагающей  целью ДКП является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. ДКП состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков (КБ) может привести к циклическим  колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии – уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы выполняет центральный (эмиссионный) банк.

     Главная задача ДКП ЦБ – поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы  платежей и расчетов. В то же время  политика ЦБ является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX в. сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Инструменты и  методы денежно-кредитного регулирования.

     Первоначально основной функцией ЦБ было осуществление  эмиссии наличных денег, в настоящее  время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся денежная масса, поэтому деятельность ЦБ по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя ДКП, воздействуя на кредитную деятельность КБ и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, ЦБ достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что ЦБ либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Предложение денег на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.  А вот что показывает западная статистика:  

     “ Уровень роста предложения денег  и средний уровень цен практически  линейно зависимы с коэффициентом  более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости). 

     Уровень роста предложения денег и  реального производства абсолютно  не связаны между собой там, где  прирост денежной массы более  чем примерно 18% в год. В странах  же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1 

     Уровень инфляции и уровень роста реального  продукта абсолютно не взаимосвязаны.”1 

     Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

     Во-первых, ЦБ должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у КБ. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно увеличить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы КБ. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения КБ путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

     В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы КБ. Это осуществляется следующим образом. ЦБ должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы КБ. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает КБ от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса КБ к увеличению своих резервов посредством заимствования у ЦБ. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

     Но  существует и ряд негативных моментов. Политика «дорогих денег», если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы КБ до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить КБ необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

     Другой негативный фактор заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Иными словами, при «дешевых деньгах» скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике «дорогих денег».2

     Формирование  в   нашей   стране  рыночных  отношений  объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы.  Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики  в  целом.  Среди  них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты. 

  1. Политика  обязательных резервов
 

     В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или в иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности КБ на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования