Денежно-кредитная политика. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечений устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. ДКП – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой Центральный банк (ЦБ). Он выполняет две основные задачи. Первая – ЦБ должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи ЦБ играет роль кредитора в последней инстанции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Инструменты и методы ДКР…………………………………..……..5
Глава 2. Инструменты и методы ДКР в мировой практике…………………19
Глава 3. Основные направления единой государственной ДКП ЦБ РФ на 2010 г. и плановый период 2011 – 2012 гг…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

      С 1 ноября 2009 г. установилась НОР=2,5%. Это означает, что с любого вклада на депозит, сделанного физическим или юридическим лицом, 2,5% идут в ЦБ для образования резервного фонда КБ, что обеспечивает гарантию возмещения всех понесенных плательщиком трат в случае неликвидности банка.

  Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит  недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

     Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с КБ, располагающими большими ресурсами.

     В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

     Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а,  следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

     Этот  инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. 

  1. Рефинансирование  коммерческих банков
 

     Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. ЦБ может выдавать кредиты КБ, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. ЦБ предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). ЦБ покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем КБ.

     В случае повышения ЦБ ставки рефинансирования, КБ будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам КБ. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики ЦБ. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям КБ, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

     Рис. 2.  Изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ с 1992 по 2010 гг.3 

     Страна  с нестабильной экономикой, как показывает опыт РФ, не может полностью обеспечивать ликвидность банковского сектора. Из графика видно какие большие пределы колебаний претерпела ставка рефинансирования ЦБ РФ. Очевидно видны два кризисных периода России – 1994 и 1998 гг (ставка рефинансирования 210% и 150% соответственно). Тем не менее, рефинансирование должно стимулировать банковский сектор. Поэтому, в последние 10 лет ставка рефинансирования снижается. На данный момент ее значение = 8,25%. Рассматривается вопрос о снижении ставки рефинансирования в апреле 2010 года еще на 0,25 процентных пункта (т.е. до 8%)

     Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности КБ получить кредит в ЦБ влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита КБ для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

     Также изменение официальной ставки ЦБ означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет КБ вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

     Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь КБ. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в ЦБ, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

     ЦБ  проводит  политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС США) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок своего баланса.

     Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой. Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы КБ, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию. Если ФРС уменьшает учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

     Но! Изменив учетную ставку, можно  лишь ожидать соответствующих действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике ЦБ  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке ЦБ играет активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке. 

  1. Операции  на открытом рынке
 

     Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции ЦБ, получившие название операций на открытом рынке.

      Этот  метод заключается в том, что  ЦБ осуществляет операции купли-продажи  ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у КБ увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. ЦБ периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

     Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

     По  форме проведения рыночные операции ЦБ с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная – заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. ЦБ предлагает КБ продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать КБ.

     Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики ЦБ. КБ, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 

  1. Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной  сферы4
 

     Наряду  с экономическими методами, посредством которых ЦБ регулирует деятельность КБ, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений.

     Этот  метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     ЦБ  может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые КБ обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала КБ, нормативы  ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения КБ. Также ЦБ может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые КБ рекомендуется поддерживать на должном уровне.

     При нарушении КБ банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов ЦБ может применять к ним самые  жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны ЦБ по отношению  к КБ не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

     Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами «отбивать» желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в ЦБ при  покупке  кредитной карточки. Государство в лице ЦБ  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

Информация о работе Денежно-кредитная политика. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования