Денежно-кредитная политика и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Содержание

Введение 2
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач: 2
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке 2
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 2
1.2 Политика обязательных резервов 2
1.3 Рефинансирование коммерческих банков 2
1.4 Операции на открытом рынке 2
1.5 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 2
Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке 2
2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики 2
2.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика и ее особенности в России.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

      Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. 8

      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками". 9

      В 2002 году Банк России проводил операции рефинансирования банков в целях  обеспечения бесперебойного осуществления  расчетов путем предоставления внутренних кредитов. В целях создания универсальной общенациональной системы рефинансирования банков, основанной на принципах централизованного управления, Банк России определил единую схему взаимодействия подразделения и учреждений Банка России при предоставлении банкам внутридневных кредитов и процедуру установления лимита внутридневного кредита по корреспондентскому счету (субсчету) банка.

      За  период 2000-2011 год ставка рефинансирования Центрального банка снизилась с 45% до 8,25%. 10

 

      

      1.4 Операции на открытом рынке

      Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

      Приобретение  ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.11

      Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод получил применение в Западной Европе.

      По  форме проведения рыночные операции с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу; обратная - куплю-продажу ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран достигает от 82 до 99,6%. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. 12

      Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от:

    • условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;
    • объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;
    • срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
    • сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
    • способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

      Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.13

 

      

      1.5 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы

      Наряду  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

      Этот  метод регулирования представляет собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие  от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

      Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. 14

      Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

      При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, что  ведет к ущемлению прав их вкладчиков, клиентов Центральный Банк может  применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер. 15

 

      

      Глава 2. Единая государственная  кредитно-денежной политика в России в XXI веке

      2.1 Меры по совершенствованию  кредитно-денежной  политики

      Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

      Для достижения этой цели усилия органов  денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

    • ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;
    • оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;
    • предотвращение оттока капитала за рубеж;
    • поддержание на заданном уровне валютных резервов.

      Решение этих задач требует осуществления  комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией  и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

      Краткосрочное кредитование кассового разрыва  в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки  государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

      Необходимо  установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в  конце концов, должно привести к  снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

      Так же важнейшим инструментом совершенствования  денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы  рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег  экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

    1. Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.
    2. Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.
    3. Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.
    4. Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка.

      И последним шагом совершенствования  должно явиться совершенствование  систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих  этапах:

  1. Дифференциация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.
  2. Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.
  3. Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.16
  4.  

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в России