Денежно-кредитная политика и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Содержание

Введение 2
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач: 2
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке 2
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 2
1.2 Политика обязательных резервов 2
1.3 Рефинансирование коммерческих банков 2
1.4 Операции на открытом рынке 2
1.5 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 2
Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке 2
2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики 2
2.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика и ее особенности в России.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Самарский государственный экономический  университет

Кафедра «Финансов и кредита» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки» на тему:

Денежно-кредитная  политика и ее особенности в России. 
 
 
 

          Выполнил:

          студент 3 курса ФиКр-1,

          Опанасенко О.С. 

          Научный руководитель:

          к.э.н., доцент

          Сигова Е.М. 
 
 
 

Самара 2011

Оглавление 

 

    

      Введение

      На  мой взгляд, эта тема была актуальна  в прошлое время и ещё более  актуальна в настоящее, поскольку  общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы.

      Главные составляющие кредитно-денежной политики (кредит и деньги) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

      На  сегодняшний день в рыночной экономике  существует множество социально-экономических  проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, где экономика управляется только при помощи рыночного механизма. Вместе с ним всегда используется механизм государственного регулирования экономики.

      По  большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

    • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
    • обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
    • перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
    • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
    • стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
    • предпринимательская деятельность.

      Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении как еденное целое  образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».

      Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики  все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопроёс о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.

      Целью данной работы является комплексное  изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования  экономики.

Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:

    • исследования  механизма проведения Центральным  банком монетарной политики;
    • ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
    • рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
    •  

      Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке

      1.1 Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики

      Поскольку общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы, то центральный  банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безинфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.

      М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.

      M1 - количество любых денежных знаков  на руках у населения и средства  в кассах предприятий, учреждений, организаций.

      М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения  до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.

      М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.

      М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.

      Для расчета совокупной денежной массы  в РФ предусмотрены следующие  денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.

      Данные  денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т.е. легкостью  их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о  потребности в деньгах, то имеют  в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег. 1

      Однако  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:

    • проведение операций на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;
    • изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег;
    • изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;

а также  некоторые методы, носящие жесткий  административный характер. 2

 

      1.2 Политика обязательных резервов

      Обязательные  резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. 3

      В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

      В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции:

      1. Они служат обеспечением обязательств  коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

      2. Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т.е. процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. 4

      Банк  России в 2002 году не прибегал к изменению  норм обязательных резервов. В настоящее  время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических  лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 5,5%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 4,0%. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. 5

      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

      Объем обязательных резервов кредитных организаций в Банке России с 1 ноября 2010 года по 1 ноября 2011 выросли с 186 164,8 до  356 563,3 млн.6 рублей за соответствующий месяц. Это объясняется тем что с середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа, инфляция стала расти.    В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

 

      

      1.3 Рефинансирование коммерческих банков

      Другим  инструментом кредитно-денежного регулировании  является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой  Центральный Банк выдает кредиты  коммерческим банкам, и переучитывает  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (официальная дисконтная ставка). Она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.

      В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики. Повышение учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. 7

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в России