Денежно-кредитная политика государства, ее сущность, инструменты и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики, ее эффективность;
- изучить инструменты кредитно-денежной политики;
- проанализировать особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СУЩЬНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ


1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики


1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

2.
ВИДЫ ДЕНЕДНО-РЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная_политика_в_РБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.[13]

В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

В 2010 году сохранится привязка курса  белорусского рубля к корзине  иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).

Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор  колебаний  стоимости корзины иностранных  валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.

Процентная политика. К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых.

Для регулирования денежного предложения  и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования.

Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам – 5 – 8 процентов годовых.

Процентная политика ориентирована  на доступность кредитов субъектам  экономики и стимулирование привлечения  в банковские депозиты средств юридических  и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов  годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.

Денежно-кредитные показатели. В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

Прогнозируется, что международные  резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.[14]

Таким образом, в Республике Беларусь правительство осуществляет государственное регулирование экономики используя инструменты кредитно-денежной политики.

Для обеспечения устойчивого роста  экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование денежно-кредитной политики.

Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2010 году – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Основные задачи развития банковской системы страны:

-повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;

-оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;

-расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

Продолжится процесс  взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации,  в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

Кредитно-денежная политика – это политика по изменению денежной массы в экономике.

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике  общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием  инфляции.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кроме того, монетаристы считают денежное предложение самым важным фактором, определяющим уровень производства в стране.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают:

-операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

-расширение или ограничение  кредита через механизм учетной ставки, кредитование перспективных отраслей и др.

-варьирование учетной  ставки кредита (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком) и установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке, страхование экспортных кредитов. [8,с.183]

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.

Особая роль в эффективном  развитии экономики принадлежит  кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованы в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.

Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может  тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.

Состояние ссудного рынка  нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование  кредитных отношений является важнейшей  функцией государства.

В Республике Беларусь правительство  осуществляет государственное регулирование экономики используя инструменты налоговой, кредитно-денежной, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической политики.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику, достижения ее стабильности и эффективного развития.

Таким образом, как мне кажется, государственное регулирование экономики с помощью кредитно-денежной политики имеет важное значение для экономического и социального развития нашей страны в данный период формирования рыночной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Основные положения программы  социально-экономического развития   Республики Беларусь на 2006-2010 годы./Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: ООО «Мисанта», 2006.-111 с.

2. Республика Беларусь в цифрах: Краткий стат. Сб. Мн.: Иформстат Минстата  Республики Беларусь, 2006. – 256 с.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева  М.Н.  Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2006.-672с.

4. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2006. - 384 с.

5. В.Д. Камаев и др. Экономическая  теория: Учебник – М.: Гуманит.изд.  центр ВЛАДОС, 2004.-258с.

6. Лемешевский И.М. Экономическая  теория. Ч.1. Основы. Вводный курс    Мн: ООО «ФУАинформ», 2005.-632с.

7. Макконнелл, К.Р., Брю  С.Л. Экономикс. М.: Республика,2003,т.1,2.-732с.

8. М.Г. Муталимов  Основы экономической  теории Мн.: Интерпрессервис, 2007. –396с.

9.Рыночная экономика. Под ред.  А.В. Смирнова М., 2007. –387с.

10. Тихонов А.О Деньги, денежно-кредитная  политика и экономическая трансформация:  макродинамический подход.-Мн.: Академия  управления при Президенте Республики  Беларусь, 2008.-199с.

11. Ханкевич Л.А. Финансы.-Мн.:Молодежное, 2006. – 136с.

12. Экономика Беларуси// Белорусский  рынок, №7, 14-21.02.2009г.

13. www.nbrb.by

14. www.minfin.gov.by

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее сущность, инструменты и типы