Денежно-кредитная политика государства, ее сущность, инструменты и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики, ее эффективность;
- изучить инструменты кредитно-денежной политики;
- проанализировать особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СУЩЬНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ


1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики


1.2. Инструменты денежно-кредитной политики

2.
ВИДЫ ДЕНЕДНО-РЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная_политика_в_РБ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход  к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. [7,c.105]

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования  центральный банк устанавливает  процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.  

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный  банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при  помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и  политика дешевых денег (экспансионистская). Рассмотрим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с  безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах. [7,c.107]

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг  на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно нормативы  по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. [4,c.271]

  Проблемы эффективности  кредитно-денежной политики.

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны использования методов  денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы  коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых  деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Эффект чистого экспорта.

Политика дешевых денег, направленная на ослабление спада, имеет эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).  И наоборот: "симулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и в конечном счете сократить чистый экспорт. [6,c.169]

 

3. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь - составная  часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального  банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры  развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства  и предусматривают комплекс обеспечивающих достижение этих целей мероприятий, механизмов регулирования и контроля.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь  являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора — «кровеносной системы экономики», который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

Решение данных проблем  существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом [5,c.168].

В настоящее время  ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят  своего выражения в практике воздействия  на экономику нашей страны. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

Одним из основных принципов  определения стратегии центральных  банков служит ориентация на регулирование  темпа роста денежной массы в  национальной экономике или регулирование  валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели.

В соответствии с выбранной  стратегией Национальный банк осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции Национальному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в Беларуси, ряде восточноевропейских стран, в России,  и странах Ближнего зарубежья.

Регулирование валютного  курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Выбор и сочетание  инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии Национального банка.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии - операции с федеральными ценными бумагами).

С 2000г.  и по нынешнее время в  Беларуси  проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Комплекс принятых мер в этих условиях позволил в сентябре 2000г. перейти к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. [10, с.84]

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее сущность, инструменты и типы