Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Для выполнения данной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики, ее эффективность;
- изучить инструменты кредитно-денежной политики;
- проанализировать особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СУЩЬНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики
2.
ВИДЫ ДЕНЕДНО-РЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПУТИ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Не менее важно и то, что в рамках внешнеэкономической политики была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). В октябре 2001 г. Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям. [10, с.85]
Инфляция является одной из главных
проблем в развитии белорусской
экономики периода
Государством реализуется комплекс антиинфляционных мер:
-сокращение объемов эмиссионного кредитования;
- поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне;
- сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов;
- расширение сферы рыночного ценообразования. Государственное ценовое регулирование запланировано сохранить в отношении продукции (услуг), производимой предприятиями монополистами, на структурообразующие виды сырья, на важнейшие социально значимые товары и услуги.
В последние годы правительству удается удерживать уровень инфляции на прогнозируемом уровне в пределах 14-18%. [11, с.6]
Воздействие государства на процессы, происходящие в экономике и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством налогового и бюджетного методов. Значительные обязательства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных платежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые поступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов, в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов.[1, c.12] Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существующий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикуется как учеными, так представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями.
Расходы государства прежде всего характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. [1, c.24]
Постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. При общем росте расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.
Учитывая пагубные последствия дефицита бюджета для всего народного хозяйства, руководство республики проводит определенную работу по управлению дефицитом с учетом мирового опыта.
В 2008 году в Беларуси наблюдалось ужесточение денежно-кредитной политики, что вызвано необходимостью стабилизации на внутреннем валютном рынке. Это предусмотрено проектом плана совместных действий правительства и Нацбанка по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и достижению положительного сальдо внешней торговли республики на 2008 год.
В частности, Минэкономики уменьшил денежное предложение и обеспечивает безусловное выполнение в 2008 году запланированного показателя активной денежной массы (агрегат М1) - на 20-25%. За 2007 год этот агрегат вырос на 42% при прогнозе роста в пределах 24-29%. Колебание ставки рефинансирования в течение 2008 года находилось в рамках прогноза - 7-9% к концу года. С 1 февраля 2007 года Нацбанк впервые за последние пять лет повысил значение ставки рефинансирования - на 1 проц.пункт до 11% годовых - стремясь снять высокий спрос на инвалюту на внутреннем рынке.
Основной целью денежно-кредитной политики в 2008 году была защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Это было предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год.
При этом наиболее эффективным каналом
влияния денежно-кредитной
В 2008 году Национальный банк ограничил изменение официального курса белорусского рубля к доллару США в рамках горизонтального коридора плюс/минус 2,5% по отношению к величине курса на начало 2008 года, допуская внутри установленного коридора постепенное увеличение колебаний курса в целях более гибкого реагирования на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Национальный банк отказался от проведения в 2008 году политики привязки официального курса белорусского рубля к российскому рублю. В главном банковском учреждении считают, что одновременное использование в качестве промежуточных целевых показателей курса белорусского рубля к российскому рублю и доллару США затрудняет проведение оперативной курсовой политики.
Установление параметров изменения курса белорусского рубля к доллару США в 2008 году позволило воздействовать на снижение инфляционных и девальвационных ожиданий, в значительной степени определяющих поведение экономических агентов, и тем самым окажет стабилизирующее влияние на уровень цен и динамику обменного курса. Инфляция в Беларуси с учетом внутренних социально-экономических условий и внешней конъюнктуры в 2008 году осталась на уровне 6-8%.
В 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.
В 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.[13]
Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).
Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов.
Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента.
На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысила 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
Процентная политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых.
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ –до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.
В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей.
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.[13]
Денежно-кредитные показатели. В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.
Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.
На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
Параметры развития банковского сектора. В январе – октябре 2009 г. активы банков возросли на 23,1 процента (на 14,63 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей).
По итогам работы за январь – октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составил 12,1 процента, рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.
Функционирование платежной системы. В январе – октябре 2009 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено платежей на сумму 942,3 трлн. рублей, что выше на 70,8 процента, чем в аналогичном периоде 2008 года.[13]
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Основные направления денежно-
Социально-экономическое
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства, ее сущность, инструменты и типы