Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.
Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия денежно-кредитной политики,
- анализ принципов денежно-кредитной политики,
- рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,
- ознакомление с "Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики".
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики……………………6
1.2 Принципы денежно-кредитной политики……………………. ………….7
1.3 Цели денежно-кредитной политики………………………………………9
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………….................11
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………...15
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………………………..15
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……..............18
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР……………20
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………27
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ……………………………………………27
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..……………………………………..56
Денежно-кредитное
регулирование, осуществляемое центральным
банком Р.Ф., являясь одной из составляющих
экономической политики государства,
одновременно позволяет сочетать макроэкономическое
воздействие с возможностями
быстрой корректировки
Главным направлением
деятельности центральных банков является
регулирование денежного
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика
осуществляется через сложную цепь
причинно-следственных связей: политические
решения воздействуют на резервы
коммерческих банков; изменения резервов
воздействуют на предложение денег;
изменение денежного
Преимущества кредитно-денежной
политики состоят в ее гибкости и
политической приемлемости. Руководящие
кредитно-денежные учреждения сталкиваются
с дилеммой - они могут стабилизировать
процентные ставки или предложение
денег, но не то и другое одновременно..
При определенных условиях может
возникнуть альтернатива - использовать
кредитно-денежную политику для воздействия
на стоимость доллара и тем
самым для уничтожения
На сегодняшний
день направления денежно-кредитной
политики России зависят от цен на
нефть а при высоких ценах
на нефть (которые мы и имеем на
сегодняшний день) Россия не только
не выиграет, а столкнется с весьма
трудно разрешимыми проблемами. ЦБ
не сможет скупить всю дополнительную
валюту, которая поступит в страну,
не превысив при этом допустимый уровень
увеличения денежной массы. Изымать
средства путем увеличения предложения
облигаций чревато ростом процентной
ставки, что в свою очередь приведет
к еще большему притоку средств
в страну. А рассчитывать на стерилизационные
возможности бюджета не приходится,
поскольку власти при поступлении
дополнительных средств, как правило,
увеличивают госрасходы. А значит
- либо высокая инфляция, либо существенное
укрепления рубля, причем цифры по укреплению
рубля называются до 14%, далее может
последовать кризисная
Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Что нужно, для того
чтобы лучше вписаться в
Когда речь идет о
выделении надзорных функций
из круга полномочий Центрального банка
Российской Федерации, то, возможно, это
окажется целесообразным в будущем,
но на сегодня это только ослабляет,
а не усиливает возможности, которые
имеются у государства по контролю
над банковской системой. Второе, с
моей точки зрения, важное направление
- это сближение системы
К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)".
4. Федеральный закон
"О банках и банковской
5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.
Учебники:
1.Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Финансы, денежное
2.Борискин А.В.
Деньги Кредит Банки/ Е.Ф.
3.Гончаров Д.. О
банковской и коммерческой
4.Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой.- М., Финансы и статистика, 2002.-512 с.
5.Жарковская Е.П. - Банковское дело - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2005. - 440 с.
6.Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
7.Финансы: учебник для ВУЗов / Под ред. Романовского М.В., СПбГУЭиФ, М.: Перспектива, 2001
8.Финансы и кредит:
учеб.пособие для проф.
9.Финансы / Под ред. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001
10.Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.
11.Кожухарь Л.И.
Основы общей теории и
12.Нуреев Р. - Деньги,
банки и денежно-кредитная
13.Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001
14.Медведков С.
Экономическая политика и
15.Общая теория
денег и кредита./Под ред.
16.Олейник. О.М.
Основы банковского права.
17.Семенюта О.Г.Основы
банковской деятельности в
18.Тагирбеков К.Р.
Основы банковской
19.Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.
20.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,
21."Финансы", издательское объединение "Юнити", 2000.
22.Яни П.С.
23.Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций).- М., ПРИОР, 2000.- 176 с.
24.Любимцев Ю. Необходимость
изменения ориентиров
25.Фетисов Г.Г.
Банк России: цели, задачи, проблемы//
Деньги и кредит.-2005.-№2.-С.
Информация в сети Internet.
1. http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка РФ.
2. http://www.gov.ru - сервер
органов государственной
Приложение 1
Показатели денежно-кредитной статистики
Основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора (млн. рублей)
01.09.2006*
Чистые иностранные активы
3 710 082,1
Внутренний кредит
4 758 078,8
Чистые кредиты
органам государственного
83 196,1
Требования
к нефинансовым
157 661,7
Требования
к организациям частного
3 462 996,1
Требования к прочим финансовым институтам
54 224,9
Денежная масса (по
методологии денежного обзора)*
4 568 200,7
в т. ч. наличные деньги вне банков (М0)
1 290 619,7
* Предварительные данные
** Включая депозиты
в иностранной валюте
Основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования (млн. рублей)
01.09.2006*
Чистые иностранные активы
3 537 585,8
Требования к органам государственного управления и к нефинансовым государственным организациям
437 520,3
Требования к организациям частного сектора
2 118,3
Требования к кредитным организациям
242 691,5
Резервные деньги
2 869 960,0
* Предварительные
данные
Приложение 2
Меры денежной политики с 01.01.00 по 01.08.06 г.
01.01.00 Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.
24.01.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.
07.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.
21.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.
10.07.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%.
04.11.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%.
09.04.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.
07.08.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.
17.02.03 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 18%.
21.06.03 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 16%.
15.01.04 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 14%.
01.04.04 Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 9%.
15.06.04 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 13%.
15.06.04 Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 7%.
08.07.06 Снижен норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации с 7 % до 3,5%;
01.08.06 Установлен норматив
обязательных резервов по обязательствам
кредитных организаций перед банками-нерезидентами
в валюте Российской Федерации и иностранной
валюте в размере 2% и коэффициента усреднения
для расчета усредненной величины обязательных
резервов в размере 0,2.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации