Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.
Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия денежно-кредитной политики,
- анализ принципов денежно-кредитной политики,
- рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,
- ознакомление с "Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики".
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………6
1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики……………………6
1.2 Принципы денежно-кредитной политики……………………. ………….7
1.3 Цели денежно-кредитной политики………………………………………9
1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………….................11
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………...15
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………………………..15
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……..............18
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР……………20
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………27
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ……………………………………………27
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..……………………………………..56
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
· во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-
· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
· является кредитором
последней инстанции для
· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· осуществляет государственную
регистрацию кредитных
· осуществляет надзор
за деятельностью кредитных
· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
· осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
· определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
· проводит анализ и
прогнозирование состояния
· публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует
Министерство финансов РФ по вопросам
графика выпуска
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России.
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
проведение экспансионистской
или расширительной политики, направленной
на стимулирование масштабов кредитования
и увеличение количества денег. В
зависимости от экономической ситуации
Центральный Банк осуществляет удорожание
или удешевление кредитов для
коммерческих банков, а соответственно,
и для заемщиков. Если в экономике
наблюдается спад производства, растет
безработица, то он проводит политику
дешевых денег, которая делает кредиты
дешевыми и доступными. Параллельно
происходит увеличение предложения
денег, что ведет к снижению процентной
ставки и, соответственно, должно стимулировать
рост инвестиций и деловой активности,
а также реального Валового Национального
Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке
обостряется конкуренция и
проведение рестриктивной
или ограничительной (жесткой) политики,
направленной на увеличение процентной
ставки. При росте инфляции Центральный
Банк проводит политику дорогих денег,
что ведет к подорожанию
Главной задачей
денежно-кредитной политики на среднесрочную
перспективу Центральный Банк Российской
Федерации считает снижение инфляции
при сохранении и возможном ускорении
роста ВВП с одновременным
созданием предпосылок для
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
процентные ставки по операциям Банка России;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Обязательные резервы.
Политика минимальных резервов впервые
была опробована в США в 30-е годы,
и сразу после второй мировой
войны ее внедрили в практику центральные
банки всех ведущих капиталистических
стран. Минимальные резервы - это
вклады коммерческих банков в центральном
банке, размер которых устанавливается
законодательством в
Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Норма обязательных
резервов широко используется государством
для увеличения или уменьшения свободной
денежной массы. Естественно, увеличение
нормы обязательного
Нормы обязательных
резервов устанавливаются в процентах
от объемов депозитов. Они различаются
по величине в зависимости от видов
вкладов (например, по срочным они
ниже, чем по вкладам до востребования).
В современных условиях обязательные
резервы выполняют не столько
функцию страхования вкладов (эту
функцию выполняют
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,
где Ms - предложение денег,
cr - коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),
rr - норма резервирования ( резервы - депозиты ),
MB - денежная база.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Рефинансирование банков.
Ставка рефинансирования
- очень мощный инструмент воздействия
на нижний уровень банковской системы.
Именно поэтому она относительно
редко изменяется, а ее изменения
влекут за собой значительные последствия
для банковской системы в целом.
Государство не должно допускать
резких изменений ставки рефинансирования.
- Нормы обязательного
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение
учетной ставки влечет за собой "удорожание"
кредитов и, следовательно, снижение инвестиций.
Этот инструмент денежно-кредитной
политики не всегда использовался грамотно
и часто вступал в противоречия
с другими составляющими
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов.
Девизные операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.
"Направление"
- если направление движения
"Сглаживание"
- интервенция эффективна, когда
усилиями ЦБ замедляется
"Разворот" - интервенция
эффективна, когда выполняется не
только первый критерий, но и
в ходе интервенции полностью
нивелируется колебание
В результате анализа, о котором говорилось ранее, были получены следующие данные (См. Приложение 3)
Доли успешных и провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в диаграмме.
По результатам
анализа можно сделать
До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).
После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.
По значениям третьего
критерия можно сделать вывод, что
в России не смогли "перебороть"
рынок и осуществить разворот
тренда. С такой низкой эффективностью
в периоды финансовых потрясений
ЦБР не сможет исключительно силами
одних интервенций
Но эти выводы отнюдь не свидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка. Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков в этом преуспело мало. Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации