Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:21, контрольная работа
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих инфляций, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
Введение 3
Теоретические основы функционирования Центрального Банка 5
1.1 Понятие, сущность и функции ЦБ РФ 5
Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики 7
Денежно – кредитная политика Центрального Банка 7
Принципы и ориентиры денежно – кредитной политики на среднесрочную перспективу 11
Инструменты денежно – кредитной политики и их использование 11
Проблема и перспективы денежно – кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 18
Заключение 24
Список литературы
Ведущую роль в связывании Банком России свободных денежных ресурсов будут играть рыночные инструменты, используемые на аукционной основе.
Кроме
того, при необходимости
Обязательные
резервные требования по – прежнему
будут использоваться Банком России
в качестве прямого инструмента
регулирования ликвидности
Банк
России учитывает возможность
В случаях снижения уровня банковской ликвидности, в том числе носящего краткосрочный характер, Банк России готов активизировать применения инструментов по предоставлению денежных средств кредитным организациям на аукционных и фиксированных условиях.
В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций Банк России продолжит работу по созданию единого механизма рефинансирования. При этом основной задачей Банка России является создание системы, которая предоставит любой финансово стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.
Планируемые меры направлены на обеспечение оперативного доступа кредитных организаций к достаточному объему денежных средств, предоставляемых за счет операций Банка России.
В
связи с планируемым
Повышению эффективности инструментов Банка России по представлению и изъятию ликвидности будет содействовать развитие рынка РЕПО с центральным контрагентом. В связи с анонимностью сделок и отсутствием риска контрагента данный вид сделок позволяет преодолеть сегментированность межбанковского рынка и способствовать более эффективному перетоку ликвидности внутри банковской системы.
В
2009 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять
взаимодействие с Минфином России как
в области реализации денежно – кредитной
политики, так и по вопросам развития национальных
финансовых рынков. В частности, реализованный
в 2008 году Минфином России совместно с
Банком России механизм размещения временно
свободных бюджетных средств на депозиты
в кредитных организациях будет использоваться
как дополнительный канал предоставления
ликвидности банковскому сектору в периоды
возникновения ее дефицита. Кроме того,
политика Банка России будет направлена
на реализацию совместно с Минфином России
ряда мер по совершенствованию рынка государственных
облигаций, что будет способствовать повышению
эффективности использования операций
Банка России с государственными ценными
бумагами в целях регулирования денежного
предложения. [3, с. 31]
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
Непременным условием устойчивости развития и нормального функционирования банковской системы является внутренне противоречивая, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе законодательная база. Собственно, принцип адекватного правового обеспечения является системообразующим, и относиться к числу основных принципов формирования и функционирования банковской системы страны. В условиях рыночной экономики роль государства как законодателя правовых норм хозяйствования, финансовой деятельности, арбитра при разрешении споров возрастает, усиливаются надзорные и контрольные функции за своевременным и точным исполнением приятных законов. В последние годы активность государства как законодателя резко возрастала.
Гораздо более детально прописаны в новой редакции Закона инструменты денежно – кредитной политики и экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Так, Банку России запрещено обслуживать небанковские организации, а также участвовать в капитале других организаций, если это не вызвано необходимостью обеспечить его деятельности. Однако Государственная Дума установила Центральному банку сроки приведения своего портфеля в соответствие с действующим законодательством: до 1 января 1996 г. и до 1 января 2000 г. [7, c. 600]
Принципиальным нововведением в систему банковского законодательства стали требования ст. 6, которая регулирует вопросы, связанные с выпуском нормативных документов Центральным банком Российской Федерации. Впервые отмечено, что документы Банка России, изданные в пределах его компетенции, обязательны не только для банков или кредитных учреждений, но и для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти всех уровней.
Денежно – кредитное управление экономики РСФР осуществлялось Банком России путем определения норм обязательных нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами. В соответствии с законодательством РСФСР впервые были определены экономические нормативы, установленные Банком России для остальных банков. К их числу относились следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц. [14]
В настоящее время главная задача развития законодательной и нормативной базы деятельности банков – создание основ для адаптации российской банковской системы к меняющимся условиям экономического развития страны, обеспечение ее стабильности. В этих целях необходимо принять законодательные акты, которые поощряют развитие кредитной системы, повышают ее надежность и взаимную ответственность всех рыночных субъектов, ограждают банки от вмешательства в их текущую деятельность административных и контролирующих органов.
В российском банковском законодательстве значительная доля актов, которые практически не имеют прямого действия и во многих случаях не обеспечивают однозначного толкования правовых норм, зачастую ограничиваются их декларированием, не предусматривая четкого механизма их реализации. Наличие большого числа всевозможных отсылочных материалов, отсутствие описания механизма реализации уставных правил и т.п. существенно ослабляют действенность банковского законодательства, что приводит к дестабилизации рыночных отношений и увеличивает возможности для произвола государственных органов. Этот недостаток может быть устранен, если в банковском законодательстве удастся решить две важные задачи: определить пределы подзаконного регулирования вопроса банковской деятельности и установить гарантии легитимности принимаемых подзаконных нормативных актов. Такими гарантиями должны стать законодательно установленные порядок и процедуры принятия указанных нормативных актов, их вступление в силу, доведения принятых актов до сведения заинтересованных субъектов и их обжалования. [15]
Нормы
специального российского банковского
законодательства не всегда в полной
мере согласуются с нормами
Серьезные
вопросы предстоит решить в области
правового регулирования
Ощущается отсутствие норм, определяющих основания и порядок признания банков неплатежеспособными, а также последствия такого признания. Банки являются весьма специфическими участником гражданских отношений, и порядок их банкротства требует специального урегулирования.
В отличие от других стран
в России практически не
Именно поэтому предусмотренное ст. 840 ГК РФ право вкладчиков требовать возврата вклада и возмещения убытков на практике не гарантирует, особенно когда обманутых вкладчиков тысячи. Хотя формально остаются шансы востребовать утраченное в разорившихся банках, в уставном капитале которых свыше 50% акций или долей имеют Российская Федерация либо субъектов Федерации, муниципальные организации. [1]
Развитие и совершенствование банковского законодательства являются одним из основных направлений банковской реформы, разработка и реформа нормативной базы требуется сотрудничества между правительством, банками и предприятиями частного сектора, чтобы «не убить курицу, несущую золотые яйца».
В рамках действия такой общей закономерности правового развития как обогащение регулятивно – стимулирующей функции права, складываются благоприятные условия для создания прочной банковской законодательной базы. Ее формирование будет происходить постепенно, прежде всего, с учетом объективно меняющейся ситуации в стране, возникающих экономических и иных задач. Нельзя недооценивать неизбежное влияния внутренней логики развития самого законодательства и соотношения его составных частей. Последнее гарантируется начавшейся правовой реформой.
Как показывают последние
Банковская система России переживает процесс становления, и, как показывает мировой опыт, в этот период неизбежными являются банковские крахи. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема разработки и принятия законов, определяющих такие банковские процедуры, как несостоятельность (банкротство), слияние, поглощение и ликвидация коммерческих банков, а также обязательное страхование банковских вкладов граждан. Необходимо создать правовую основу, во – первых, для своевременной помощи проблемным банкам, во–вторых, для надежной защиты размещенных в банках средств граждан и предприятий, причем на страховой основе, без участия бюджета. Эти меры повысят надежность кредитно-финансовой системы, оздоровят инвестиционных климат.
Специалисты считают, что
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели и ориентиры