Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели и ориентиры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих инфляций, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы функционирования Центрального Банка 5
1.1 Понятие, сущность и функции ЦБ РФ 5
Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики 7
Денежно – кредитная политика Центрального Банка 7
Принципы и ориентиры денежно – кредитной политики на среднесрочную перспективу 11
Инструменты денежно – кредитной политики и их использование 11
Проблема и перспективы денежно – кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 18
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Ведущую роль в связывании Банком России свободных денежных ресурсов будут играть рыночные инструменты, используемые на аукционной основе.

    Кроме того, при необходимости долгосрочного  абсорбирования ликвидности Банк России предполагает осуществлять операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа).

    Обязательные  резервные требования по – прежнему будут использоваться Банком России в качестве прямого инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора. В случае значительного  роста банковской ликвидности, в частности, вследствие интенсивного притока краткосрочного иностранного капитала в российскую экономику, когда применение иных инструментов для ее абсорбирования не сможет дать должного эффекта, Банк России допускает вероятность повышения нормативов обязательных резервов. [13]

    Банк  России учитывает возможность изменения  уровня ликвидности банковского  сектора, связанного с внешними шоками, в том числе риски значительного  сокращения уровня ликвидности в  условиях продолжения действия факторов неопределенности в отношении направления трансграничного движения капитала, а также изменений мировых цен на товары российского экспорта.

    В случаях снижения уровня банковской ликвидности, в том числе носящего краткосрочный характер, Банк России готов активизировать применения инструментов по предоставлению денежных средств кредитным организациям на аукционных и фиксированных условиях.

    В целях повышения эффективности  операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций Банк России продолжит работу по созданию единого механизма рефинансирования. При этом основной задачей Банка России является создание системы, которая предоставит любой финансово стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.

    Планируемые меры направлены на обеспечение оперативного доступа кредитных организаций  к достаточному объему денежных средств, предоставляемых за счет операций Банка  России.

    В связи с планируемым расширением  состава имущества, принимаемого в  обеспечение кредитов Банка России, в течение 2008 года Банк России будет  отрабатывать механизм привлечения  специализированных организаций, в  том числе Агентства по страхованию  вкладов, к организации публичных торгов по реализации имущества, приятного в залог по кредитам Банка России и не обращающегося в России на организованном рынке, в случае не погашения кредитными организациями – заемщиками кредитов Банка России.

    Повышению эффективности инструментов Банка России по представлению и изъятию ликвидности будет содействовать развитие рынка РЕПО с центральным контрагентом. В связи с анонимностью сделок и отсутствием риска контрагента данный вид сделок позволяет преодолеть сегментированность межбанковского рынка и способствовать более эффективному перетоку ликвидности внутри банковской системы.

    В 2009 - 2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно – кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. [3, с. 31] 

    3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ

    Непременным условием устойчивости развития и нормального функционирования банковской системы является внутренне противоречивая, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе законодательная база. Собственно, принцип адекватного правового обеспечения является системообразующим, и относиться к числу основных принципов формирования и функционирования банковской системы страны. В условиях рыночной экономики роль государства как законодателя правовых норм хозяйствования, финансовой деятельности, арбитра при разрешении споров возрастает, усиливаются надзорные и контрольные функции за своевременным и точным исполнением приятных законов. В последние годы активность государства как законодателя резко возрастала.

    Гораздо более детально прописаны в новой  редакции Закона инструменты денежно – кредитной политики и экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Так, Банку России запрещено обслуживать небанковские организации, а также участвовать в капитале других организаций, если это не вызвано необходимостью обеспечить его деятельности. Однако Государственная Дума установила Центральному банку сроки приведения своего портфеля в соответствие с действующим законодательством: до 1 января 1996 г. и до 1 января 2000 г. [7, c. 600]

    Принципиальным  нововведением в систему банковского законодательства стали требования ст. 6, которая регулирует вопросы, связанные с выпуском нормативных документов Центральным банком Российской Федерации. Впервые отмечено, что документы Банка России, изданные в пределах его компетенции, обязательны не только для банков или кредитных учреждений, но и для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти всех уровней.

    Денежно – кредитное управление экономики РСФР осуществлялось Банком России путем определения норм обязательных нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами. В соответствии с законодательством РСФСР впервые были определены экономические нормативы, установленные Банком России для остальных банков. К их числу относились следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц. [14]

    В настоящее время главная задача развития законодательной и нормативной  базы деятельности банков – создание основ для адаптации российской банковской системы к меняющимся условиям экономического развития страны, обеспечение ее стабильности. В этих целях необходимо принять законодательные акты, которые поощряют развитие кредитной системы, повышают ее надежность и взаимную ответственность всех рыночных субъектов, ограждают банки от вмешательства в их текущую деятельность административных и контролирующих органов.

    В российском банковском законодательстве значительная доля актов, которые практически  не имеют прямого действия и во многих случаях не обеспечивают однозначного толкования правовых норм, зачастую ограничиваются их декларированием, не предусматривая четкого механизма их реализации. Наличие большого числа всевозможных отсылочных материалов, отсутствие описания механизма реализации уставных правил и т.п. существенно ослабляют действенность банковского законодательства, что приводит к дестабилизации рыночных отношений и увеличивает возможности для произвола государственных органов. Этот недостаток может быть устранен, если в банковском законодательстве удастся решить две важные задачи: определить пределы подзаконного регулирования вопроса банковской деятельности и установить гарантии легитимности принимаемых подзаконных нормативных актов. Такими гарантиями должны стать законодательно установленные порядок и процедуры принятия указанных нормативных актов, их вступление в силу, доведения принятых актов до сведения заинтересованных субъектов и их обжалования. [15]

    Нормы специального российского банковского  законодательства не всегда в полной мере согласуются с нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, финансового и налогового законодательства. Отсутствие такого согласования на практике порождает много дополнительной работы, уточнений, сомнений, необоснованных последующих проверок, задержек, а то и отмены задуманных эффективных банковских решений. В этом отношении новый Гражданский кодекс можно считать шагом вперед, поскольку он устраняет некоторые из имевших противоречий.

    Серьезные вопросы предстоит решить в области  правового регулирования государственного управления кредитной системой, а  также правового регулирования  взаимодействия разных уровней кредитной системы. В законе необходимо четко зафиксировать структуру и определить функции кредитно-банковской системы всех ее уровней и элементов.

    Ощущается отсутствие норм, определяющих основания  и порядок признания банков неплатежеспособными, а также последствия такого признания. Банки являются весьма специфическими участником гражданских отношений, и порядок их банкротства требует специального урегулирования.

      В отличие от других стран  в России практически не применяется  уголовное или административное наказание руководителей и собственников банка за уклонение от ликвидации, официально дисквалификации банкиров, если Арбитражный суд доказал, что виной банкротства стало безграмотное, непрофессиональное руководство. Отсюда обычной практикой стала ситуации, когда президенты и их вице, «угробившие» не один кредитный институт, спокойно переходят в другой, часто заблаговременно переводя туда все активы. Порядок рассмотрения в суде претензий кредитов к банкам таков, что в выигрыше остаются те юридические лица, которые имеют возможность быстро обратить взыскания на то или иное имущество или средства кредитного института, оказавшегося в затруднительном положении. Опоздавшие просто остаются ни с чем. Сегодня у судебных инстанций и ЦБ РФ нет реальных прав вводить мораторий на удовлетворение требований кредитора и замораживать деятельность кредитного учреждения, т.е. принимать меры к тому, чтобы его имущество и другие материальные средства не исчезали. В России нет таких организаций, как финансовая полиция, судебные исполнители, чем пользуются не только коммерческие структуры, но и органы власти.

    Именно  поэтому предусмотренное ст. 840 ГК РФ право вкладчиков требовать  возврата вклада и возмещения убытков на практике не гарантирует, особенно когда обманутых вкладчиков тысячи. Хотя формально остаются шансы востребовать утраченное в разорившихся банках, в уставном капитале которых свыше 50% акций или долей имеют Российская Федерация либо субъектов Федерации, муниципальные организации. [1]

    Развитие  и совершенствование банковского законодательства являются одним из основных направлений банковской реформы, разработка и реформа нормативной базы требуется сотрудничества между правительством, банками и предприятиями частного сектора, чтобы «не убить курицу, несущую золотые яйца».

    В рамках действия такой общей закономерности правового развития как обогащение регулятивно – стимулирующей функции права, складываются благоприятные условия для создания прочной банковской законодательной базы. Ее формирование будет происходить постепенно, прежде всего, с учетом объективно меняющейся ситуации в стране, возникающих экономических и иных задач. Нельзя недооценивать неизбежное влияния внутренней логики развития самого законодательства и соотношения его составных частей. Последнее гарантируется начавшейся правовой реформой.

      Как показывают последние исследования  для законодательного обеспечения  банковской деятельности необходимо:

  • Определить этапы собственно правового развития – заполнение правовых «вакуумов», пробелов в банковском законодательстве, упорядочение и дальнейшее совершенствование банковского законодательства, прогнозные оценки развития банковского законодательства, прогнозные оценки развития банковского законодательства;
  • Выделить в рамках каждого этапа блоки законов для решения соответствующих задач экономического и социального развития;
  • Систематически корректировать правовые акты и практику их применения с учетом меняющейся ситуации в стране.

    Банковская  система России переживает процесс  становления, и, как показывает мировой опыт, в этот период неизбежными являются банковские крахи. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема разработки и принятия законов, определяющих такие банковские процедуры, как несостоятельность (банкротство), слияние, поглощение и ликвидация коммерческих банков, а также обязательное страхование банковских вкладов граждан. Необходимо создать правовую основу, во – первых, для своевременной помощи проблемным банкам, во–вторых, для надежной защиты размещенных в банках средств граждан и предприятий, причем на страховой основе, без участия бюджета. Эти меры повысят надежность кредитно-финансовой системы, оздоровят инвестиционных климат.

      Специалисты считают, что необходимо  также рассмотреть вопрос о  дальнейшей коррективе законодательства о Банке России. Следует более четко определить его полномочия и ответственность в обеспечении стабильности финансово – кредитной системы страны. Банк России должен быть больше ориентирован на предотвращение кризисных ситуаций.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели и ориентиры