Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели и ориентиры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих инфляций, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы функционирования Центрального Банка 5
1.1 Понятие, сущность и функции ЦБ РФ 5
Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики 7
Денежно – кредитная политика Центрального Банка 7
Принципы и ориентиры денежно – кредитной политики на среднесрочную перспективу 11
Инструменты денежно – кредитной политики и их использование 11
Проблема и перспективы денежно – кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) 18
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что самыми главными инструментами из всех являются установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Рассмотрим их подробнее:

    • Резервные требования Центрального банка служат инструментом проведения монетарной политики государства. Это метод косвенного регулирования, который применяется для регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии. [6, c. 35]
    • Минимальные резервы – законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования.

    В настоящее время в Российской Федерации норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения составляет 10%, по вкладам населения – 7%. Расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

    Однако  при длительном применении резервных  требований в качестве инструмента денежно – кредитной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

  1. Повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;
  2. Широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

    Важным  инструментом денежно – кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.

    Так же важными направлениями денежно – кредитной политики Банка России являются валютная политика и прямые количественные ограничения.

    Банку России разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю–продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на объем рублевой массы и на курс рубля.

    Одной из форм регулирования в валютной политике являются валютные ограничения, которые используются в случаях  недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Для проведения международных расчетов и обеспечения стабильности национальной валюты Центральный банк формирует валютные резервы, которые представляют собой запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а так же в зарубежных банках, либо вложенные в иностранные ценные бумаги (наиболее широко используемые – государственные ценные бумаги США). Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто – позиций в МВФ.

    Процесс разработки и реализации денежно – кредитной политики организуется следующим образом:

    Банком  России разрабатывается проект «Основных  направлений денежно – кредитной  политики на предстоящий год», который передается для рассмотрения и уточнения Национальному банковскому совету. Далее данный проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Центральный банк России представляет в Государственную Думу проект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря – согласованные «Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно–кредитной политики. Государственная Дума рассматривает предложенный проект и принимает решения – утвердить данный проект или же нет. [5, №2]

    Реализация утвержденной денежно – кредитной политики целиком возложена на Банк России. Эффективность проводимой центральным банком России денежно–кредитной политики зависит от уровня развития и состояния банковской системы.

    Для того чтобы банковская система эффективно функционировала необходимо осуществлять ее регулирование посредством надзора  и контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций.

    2.2 ПРИНЦИПЫ  И ОРИЕНТИРЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПРЕСПЕКТИВУ

    Единая  государственная денежно – кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

    Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно – кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 – 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю). [3, с. 3]

    Внешние изменения связаны главным образом  с неопределенностью динамики мировых  цен на энергоносители, которые составляют основу российского экспорта. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития в 2008 году и особенно в последующие два года возможное снижение этих цен повлечет за собой сокращение сальдо торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты. Высокие цены на товары российского экспорта в последнее время являлись основополагающим фактором в выборе режима управляемого плавающего валютного курса, в рамках которого Банк России активно противодействовал чрезмерному укреплению рубля путем проведения интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли приведет к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке и снижению необходимости присутствия на нем Банка России. В 2010 году прирост валютных резервов существенно сократиться и увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования перестанет служить основным источником роста денежного предложения.

    Важнейшим внутренним условием, которое окажет влияние на проведение денежно-кредитной  политики, является изменение принципов  формирования государственного бюджета. Основными новыми моментами бюджетной стратегии являются:

    –   планирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме закона;

    – разделение доходов на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

    В настоящее время стоимость денег  в экономике формируется в  условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков. Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок. [8, с. 111]

    Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность Центрального Банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов.

    При принятии решений в области денежно-кредитной  политики Банк России будет опираться  на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.

    Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка  России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связанны с состоянием внутреннего финансирования рынка и платежной системы.

    «Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2008год» подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Одобрено  Советом директоров Банка России 18 июня 2007 года.

    26 апреля Банк России подготовил три варианта условий  денежно – кредитной политики на 2008 – 2010 годы, которые соответствуют прогнозам правительства РФ.

      «Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году  могут увеличиться на 7,2 %. Относительные снижения доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста ВВП в 2008 году  ожидается на уровне 5,4 %», - отмечается в проекте ЦБ. [16]

    В рамках второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта  федерального бюджета.

    В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть вырастет до 62 долларов за баррель. Несмотря на улучшение ценовой внешнеэкономической  конъюнктуры, активное сальдо счета  текущих операций платежного баланса  при этом варианте сократится. Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году. [16]

    Таким образом, в соответствии на среднесрочный  период ожидается, что цена на российскую нефть в 2010 году по первому варианту может составить 39 долларов за баррель, по второму – 50 долларов за баррель, а по третьему – 62 долларов за баррель. Изменение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры скажется на развитии российской экономики. При этом предполагается, что объем ВВП в 2010 годы может увеличиться на 5,3 – 6,3 %. [16]

    2.3 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

    Решение по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут  приниматься с учетом формирующейся  динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и торговых рынков, проводимой бюджетной политики.

    Несмотря  на то, что сохранение режима управляемого плавающего курса будет, накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при усилении роли процентных инструментов денежно – кредитной политики.

    Стратегическим  направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2010 году Банка России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективного связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала. [11, № 6]

    В 2008 году Банк России продолжил работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для  обеспечения устойчивого состояния денежно – кредитной сферы при различных сценариях социально-экономического развития страны.

    Приоритет будет иметь последовательная активизация  процентной политики и повышение  значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме денежно – кредитной политики по мере формирования необходимых экономических предпосылок. К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке. Следствием этого должно стать замедление динамика денежного предложения. В этих условиях можно ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в российской экономике.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка: цели и ориентиры