Банк России продолжит работу по
повышению требований к владельцам
и руководителям кредитных организаций,
включая:
- обеспечение прозрачности структуры собственности кредитных организаций путем законодательного установления требований к представлению сведений о себе и своей деятельности, в том числе сведений о финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами);
- принятие поправок в законодательство Российской Федерации, уточняющих (с учетом международного опыта) критерии деловой репутации членов совета директоров, а также предоставляющих Банку России право устанавливать критерии оценки деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях.
Банковский надзор предусматривает
развитие содержательных (риск-ориентированных)
подходов, включающих в себя оценку
деятельности кредитных организаций
и применение мер надзорного реагирования
исходя, прежде всего из содержания
и реальной оценки рисков банковской
деятельности с позиций их потенциального
влияния на устойчивость кредитных
организаций. Решение этой задачи предполагает:
- продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;
- завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), основой которой является разработка модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в практику надзора;
- совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями — участниками банковских групп и банковских холдингов.
Важной предпосылкой организации
банковского надзора на консолидированной
основе является надлежащая осведомленность
органа банковского надзора об организационной
структуре банковской группы (банковского
холдинга). В связи с этим необходимо
расширить полномочия Банка России
по получению от кредитных организаций,
банковских групп, банковских холдингов,
а также их владельцев, включая
юридических лиц, не являющихся кредитными
организациями, исчерпывающей информации,
позволяющей составить полное представление
об организации банковских групп
и банковских холдингов.
Решение этой задачи предполагает:
- внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", расширяющих понятия "банковская группа" и "банковский холдинг", критерии существенного влияния, оказываемого юридическими и физическими лицами на деятельность дочерних и зависимых организаций, а также в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению обязательных для банковских холдингов правил составления, представления и опубликования консолидированной отчетности;
- развитие законодательства в банковской сфере путем установления требований к организации деятельности кредитных организаций, в том числе к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, а также условий дополнительного контроля за рисками, возникающими при кредитовании связанных с банком лиц, в частности обязательного одобрения этих сделок советом директоров кредитной организации, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.;
- предоставление Банку России законодательно закрепленного права оценивать деятельность кредитных организаций и принимать в отношении их решения надзорного характера на основе профессиональной оценки качества их активов, размера обязательств и собственных средств (капитала), качества корпоративного управления, в том числе внутрибанковских систем управления и контроля за рисками, а также прозрачности структуры собственности;
- развитие международно признанного подхода, в соответствии с которым оценка качества ссуды на предмет возможных потерь от ее обесценения будет осуществляться кредитной организацией на основании всестороннего и объективного анализа всех фактов и обстоятельств, связанных с заемщиком и его деятельностью;
- продолжение работы по совершенствованию и оптимизации отчетности, представляемой кредитными организациями, в том числе сокращение количества форм отчетности и упрощение процедур отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля;
- более широкое использование в целях банковского надзора института кураторов кредитных организаций. Международный опыт свидетельствует о том, что использование института кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов. Куратор кредитной организации, работая в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками, а, также обладая информацией о ее деятельности, может давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития кредитной организации, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, вносить предложения о мерах надзорного реагирования и о режиме банковского надзора.
В условиях глобализации финансовых
рынков усиливается значение эффективного
обмена с органами банковского надзора
иностранных государств информацией о
деятельности кредитных организаций и
банковских групп. В настоящее время Банком
России с органами банковского надзора
14 государств заключены соглашения о взаимодействии
в сфере банковского надзора. Банку России
необходимо продолжить работу по подготовке
и подписанию соглашений (меморандумов)
с надзорными органами других государств.
Для совершенствовании эффективности
инспекционной деятельности Банка
России необходимо обеспечить смещение
акцента с проверки правильности
совершения банковских операций на оценку
рисков, возникающих в результате
их совершения, внедрения профессиональной
оценки как основы для анализа
качественных аспектов деятельности,
финансового состояния и перспектив
деятельности кредитных организаций
(их филиалов).
Одной из важнейших задач на ближайшую
перспективу является совершенствование
процедуры ликвидации кредитных
организаций, включая создание эффективного
механизма реализации банковских активов
ликвидируемых банков.
Повышению эффективности процедуры
ликвидации способствует создание института
корпоративного ликвидатора.
Введение института корпоративного
ликвидатора банков и предоставление
соответствующих полномочий Агентству
по страхованию вкладов обусловлены
тем, что Агентство в качестве
органа, осуществляющего функцию
страхования вкладов физических
лиц, заинтересовано в выявлении
признаков банкротства на ранней
стадии возникновения проблем у
банка. Использование института
корпоративного ликвидатора в большей
степени позволит сохранить активы
ликвидируемых банков и в полной
мере обеспечить интересы их кредиторов
и вкладчиков.
Требует принятия безотлагательных мер,
проблема обеспечения процедуры
трансграничной несостоятельности
банков, которая может быть решена
путем заключения межгосударственных
соглашений, определяющих порядок ликвидации
коммерческих и некоммерческих представительств
российских банков за рубежом и иностранных
банков в России.
Необходимо усилить контроль за
результатами применяемых кредитными
организациями правил и процедур
внутреннего контроля, направленного
на противодействие легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, в том
числе путем введения наряду с
инспекционными проверками системы
дистанционного контроля за соблюдением
кредитными организациями законодательства
в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма.
Заключение
Подводя итог проведенной работе необходимо
еще раз отметить, что Центральный
Банк Российской Федерации является
мощнейшим центром кредитной
системы нашей страны. Его роль
очень велика и в условиях нынешней
экономики она продолжает возрастать.
В настоящее время деятельность
Центрального банка России приобретает
огромное значение, поскольку от его
эффективного функционирования и правильно
выбранных методов, посредством
которых он осуществляет свою деятельность,
зависит стабильность и дальнейший
рост экономического потенциала страны,
отдельных секторов экономики, а
также укрепление позиций на международном
рынке.
Основные направления совершенствования
деятельности Центрального банка России:
- Продолжить совершенствование системы страхования вкладов.
- Укрепление национальной банковской системы, опорой которой должно стать региональное развитие крупных федеральных банков;
- Принятие законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечивающих существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияния и присоединения.
- Снизить проценты по кредитам, предоставляемым Центральным банком кредитным организациям.
- Разработка и внедрение рейтинговой системы раннего оповещения (CAMEL) для оценки стабильности банков в целях регулирования, в первую очередь для крупнейших, в том числе региональных, банков.
- Применение стандартов Базель II (их введение в полном объеме).
В заключение хочется отметить, что
роль Центрального банка в нынешних
условиях развития и стабилизации экономики
возрастает день ото дня. Следует
и дальше продолжать осуществление
мероприятий, направленных на повышение
устойчивости и конкурентоспособности
банковского сектора Российской Федерации.
Кроме того, необходимо совершенствование
системы банковского надзора.
Список использованных
источников
Статья 75 Конституции РФ
- Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
- Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
- Федеральный закон «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации»
от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
- Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»
от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ
- Аметистова Л.М., Полищук А.И. Роль банковской системы в экономике: Учебное пособие по курсу «Банковское дело». Ї М.: МЭИ, 2004. 39 с.
- Афанасьева Л. П., Богатырев В. И., Журкина Н. Г. и др. Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Инфра-М, Весь Мир, 2003. — 720 с.
- Бакулина, Т. С. Организация деятельности центрального банка : учебное пособие /Т. С. Бакулина ; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 147 с.
- Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
- Банковское дело - Жарковская Е. П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омегв-Л, 2006. — 452 с.
- Банковское дело:учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – изд. с изм. – М. : Экономистъ, 2006. – 776 с.
- Банки и банковские операции / Под ред. профессора Е.Ф Жукова. Ї М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
- Глушкова Н.Б. Г55 Банковское дело: Учебное пособие. —М.- Академический Проект; Альма Матер, 2005. — 432 с.
- Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. — Д34 2-е изд., перераб. и доп.М.: Финансы и статистика,2000. — 464 с.
- Лаврушин О.И. и др. Банковское дело. Экспресс-курс М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.
- Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007. – 432с.: ил – (Серия «Учебник для вузов»).
- Смит В. Происхождение центральных
банков / пер. с англ. Е. Танхилевич. - М.:
ИМПЭ, 1996. - 283 с.
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.cbr.ru
- http://financial-helper.ru/