Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа
Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики [6, стр.486]. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику. Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.
Следует отметить также, что в январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8% (на 1,59 трлн. рублей), на 1 ноября 2009 г. она составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7% (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4% на начало 2009 г. до 13,3% на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24%.
Депозиты физических лиц возросли на 29% (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7% (на 92 млрд. рублей).
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8% (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы РБ в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно. На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, правительство Республики Беларусь и банки обеспечили в целом выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.
3.2. ДКП в РБ в 2010 году
В наступившем 2010 г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи. Они определены указами Главы государства о важнейших параметрах социально-экономического развития страны и об основных направлениях ДКП. Запланированы высокие темпы экономического роста.
Однако самая главная задача текущего года для банковской системы, правительства и для всех органов государственного управления — обеспечение запланированного роста жизненного уровня населения. Показатели увеличения реальных денежных доходов населения, розничного товарооборота, занятости населения должны быть выполнены. Повышение жизненного уровня в первую очередь зависит от экономического развития, поэтому необходимо сделать все, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей экономического роста. Для этого правительство РБ пользуется следующими инструментами: проведение в предусмотренных параметрах курсовой, кредитной, процентной политики, поддержание работы платежной системы и всех компонентов банковской системы, обеспечивающих функционирование и развитие экономики.
Курсовая политика в 2010 году по-прежнему сохраняет роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней стабильности белорусского рубля. Национальный банк продолжает политику привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках используется коридор колебаний стоимости корзины валют ±10% от стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.
Необходимо отметить, что в текущем году резких колебаний курса белорусского рубля не предвиделось, для этого не было никаких оснований. При этом в целом по году имеет место незначительное укрепление рубля. Например, если на 1 января 2010 г. стоимость корзины валют равнялась 1036 руб., то на 29 января 2010 г.— 1035 руб., то есть фактически целый месяц курс рубля к корзине валют был стабилен. Вместе с тем внутри корзины осуществляются колебания составляющих ее валют (доллар, евро, российский рубль). Основная задача состояла в том, чтобы в течение всего года поддерживать курс национальной валюты в границах колебаний, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и тем самым обеспечивать стабильность экономики и доверие к национальной валюте у населения.
В 2010 году планировалось провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта.
Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы и банков — активно работать в этом направлении.
В 2010 г. рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Увеличиваются все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения и средств нерезидентов (в этом году они должны увеличиться в 1,8 раза).
В рамках процентной политики должен стимулироваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбережений в национальной валюте и снижения долларизации экономики. В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9—12%. На 1 ноября 2010 года ставка рефинансирования составляла 12%.
Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций, но если они продолжат политику выжидания, то рискуют потерять наш рынок.
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов. При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.
Следует отметить, что по состоянию на 1 октября 2010 года денежная база увеличилась на 7,13 трлн. рублей (более чем в 2 раза) и составляла 13,96 трлн. рублей.
Рублевая денежная масса увеличилась на 4,8 трлн. рублей (на 23%) и составила 25,54 трлн. рублей. Мала вероятность того, что данный показатель до конца года возрастет до запланированных размеров, но, тем не менее, он будет значительно увеличен.
Темп прироста показателя широкой денежной массы на 1 октября 2010 года составил 20,1% (на 7,68 трлн. рублей). Если учесть приросты данного показателя за последние месяцы, то можно спрогнозировать, что на конец 2010 года он увеличится (по сравнению с 1 октября) максимум на 5,7% (примерно до 49 трлн. рублей). Следовательно, в этом случае можно говорить о невыполнении плана.
В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики являются преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков. Также продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
ДКП в 2010 году содействует сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения. Реализация в 2010 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.
Заключение
Таким образом, ДКП предоставляет собой совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проводит их Центральный Банк.
Важнейшими инструментами ДКП являются:
- изменение учетной ставки;
- изменение норм обязательных резервов;
- операции на открытом рынке.
Основными преимуществами ДКП, обеспечивающими ее эффективность являются гибкость и быстрота, а также независимость от политического давления. Но существует и ряд недостатков и проблем денежно-кредитного регулирования. К ним можно отнести:
- возможность инфляции;
- наличие внешнего временного лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии;
-
противоречивость целевых
- денежно-кредитного регулирование может осуществляться лишь при наличии на рынке выбора потребительских товаров;
- бумажные денежные знаки, электронные деньги, ценные бумаги сами по себе не могут выступать в качестве товара, способного быть универсальным товаром;
- денежно-кредитная политика, которая обосновывается теоретической концепцией непрерывного уменьшения вмешательства правительства в рыночные отношения, ведет к тому, что рыночные отношения выходят из-под всякого контроля исполнительной власти и др.
Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно - кредитной политики на очередной год.
Перспективными целями ДКП РБ являются:
-
обеспечение устойчивости
-
развитие ресурсного
-
поддержание обменного курса
белорусского рубля на уровне,
исключающем дисбалансы во
-
обеспечение эффективного, надежного
и безопасного
- увеличение уровня монетизации ВВП.
Для
достижения этих целей НБ РБ предусматривает
регулирование денежно-
-
в области регулирования
-
в области процентной политики
– поддержанием положительной
в реальном выражении
-
в области политики обменного
курса – обеспечением
Таким образом, можно сказать, что в современных условиях денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь должно быть направлено на ограничение темпов инфляции и на стимулирование экономического роста. Для этого необходимо проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику.
Список использованных источников:
1. Алехин Б.И. Денежно-кредитная политика. М.: Юнити-Дана, 2004. - 340 с.
2. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Камгаур. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
3. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 384 с.
4. Макроэкономика: Учеб. Пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
5. Финансовая политика: учеб. пособие / М.В. Васильева, Н.А. Малий, Л.В. Перекрестова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.
6.
Экономическая теория: Пособие для
преподават., аспирантов и стажеров
/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н.
Информация о работе Денежно кредитная политика Республики Беларусь