Денежно кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики [6, стр.486]. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику. Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

     - Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) ДКП. ЦБ не  может одновременно регулировать  и предложение денег, и ставку  процента, поскольку оба эти показателя  определяют координаты точки  равновесия денежного рынка. Если  ЦБ ставит целью поддержание  неизменной величины предложения  денег, а поддержание на неизменном  уровне ставки процента, то рост  дохода (выпуска) в период подъема  приведет к росту трансакционного  спроса на деньги и, следовательно,  общего спроса на деньги, что  при неизменном предложении денег  вызовет увеличение ставки процента  со всеми вытекающими отсюда  последствиями.

     - Потеря ЦБ контроля над предложением  денег в условиях зависимости  ДКП от фискальной политики  правительства. Если деятельность  ЦБ направлена на решение бюджетных  проблем, т.е. обеспечение финансирования  роста государственных расходов (при проведении правительством  стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита  государственного бюджета, то  ДКП становится полностью подчиненной  решению проблем фискальной политики. В случае если долговое финансирование  этих проблем невозможно или  считается нецелесообразным, то  правительство использует эмиссионный  способ, что, с одной стороны,  провоцирует инфляцию, а с другой  стороны, лишает ЦБ самостоятельности  в определении направлений ДКП.  ДКП снова становится подчиненной  решению проблем фискальной политики [2, стр.77].

     2.1. Проблемы денежно-кредитного регулирования

     В настоящее время проблема эффективности  ДКП приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что  от ее решения зависит будущее  не только отдельных стран, но и мировой  экономики. ДКП всегда и везде  сталкивается с тремя проблемами, которые она не в состоянии преодолеть. Эти проблемы взаимообусловлены и порождаются коммерческим интересом.

     Основная  проблема денежно-кредитного регулирования  в том, что оно может осуществляться лишь при наличии на рынке выбора потребительских товаров. А влияет оно на производство товаров лишь постольку, поскольку в них заинтересован  коммерческий капитал, поскольку он готов участвовать в инвестировании производства этих товаров. Коммерческий же капитал по своей сути живёт  непрерывным поиском прибыли  в товарно-денежных отношениях. Сам по себе он не способен на планирование долгосрочных капиталовложений и соответствующее кредитование и не ищет возможностей участия в инвестировании промышленного и сельскохозяйственного производства, потому что такое производство может развиваться только при долгосрочном кредитовании под низкий процент и не даёт дивиденда, который дают спекулятивные сделки. За то время, которое необходимо для инвестирования производства, капитал можно провернуть множество раз в коммерческих операциях и получить огромную прибыль.

     Во  многих странах коммерческие банки, как центры кредитования, не дают кредиты на срок, превышающий три-четыре месяца, потому что это не выгодно, т.к. выгодны лишь текущие и краткосрочные спекулятивно-коммерческие сделки. И если коммерческий капитал не находит таких сделок внутри страны, он бежит в другие государства. Там он либо оседает в банках под высокий процент, либо ищет способы участвовать в иностранных спекулятивных операциях. Поэтому ДКП, оказываясь главным средством влияния правительства на рыночные отношения, неизбежно ведёт к деградации производства. Т.к. сложное, требующее долгосрочного или среднесрочного кредитования производство товарной продукции, а тем более производство средств производства, не может привлечь капиталовложения, кроме небольших средств из бюджета правительства, вследствие чего происходит устойчивое сокращение внутреннего производства средств производства и товарной продукции, и происходит потеря равновесия между спросом и предложением. ДКП начинает все больше зависеть от внешних факторов, от импорта товаров, от внешних кредитов, от состояния внешних рынков. При такой ситуации коммерческие спекулянты постоянно повышают цены, а если их вынуждают удерживать цены правительственными постановлениями, они уводят торгово-денежные сделки в тень, прикрывая их требованиями коммерческой тайны, или вывозят денежные накопления в другие страны. Таким образом, политическое господство коммерческого интереса, в конечном итоге, создает предпосылки для галопирующей инфляции и гиперинфляции, которые в свою очередь разрушают возможность денежно-кредитного управления рынком со стороны отражающего требования коммерческого капитала правительства. Это в конце концов приводит к разрушению внутреннего производства и к экономической и политической нестабильности.

     Вторая  основная проблема денежно-кредитного регулирования состоит в том, что бумажные денежные знаки, электронные деньги, ценные бумаги, которые в современной экономике являются основными средствами обращения на рынке, в отличие от золота и серебра сами по себе не могут выступать в качестве товара, способного быть универсальным товаром. Они выполняют функцию денег лишь потому, что государственная власть заставляет их признать таковыми. Иначе говоря, эти виды денег способны выполнять свою функцию универсального товара благодаря государственной власти и чем сильнее такая власть, тем действеннее. Но это противоречит идеологическим целям либерализма в отношении государства, согласно которому влияние государства на рыночные отношения должно ослабевать и в идеале исчезнуть. А именно либерализм идеологически обосновывает полное подчинение экономики политике денежно-кредитного регулирования. Поэтому ДКП, действенность которой прямо зависит от создания таких условий, чтобы на рынке все приобрело свою реальную стоимость при минимальном вмешательстве со стороны государства, подрывает способность бумажных и электронных денег, ценных бумаг выполнять свои функции в обслуживании рыночных отношений. То есть, ДКП, являясь следствием требований к экономической политике со стороны коммерческого интереса, по своей сути стремится вернуть экономику каждой страны и мировую экономику в целом до такого уровня, когда можно будет восстановить роль золотых денег в качестве единственного платежного средства. ДКП, превращаясь в мировую ДКП, в конечном итоге позволяет сохраниться каким-то производственным мощностям в нескольких самых развитых странах, в то время как экономика остальных стран рискует оказаться на таком уровне, когда можно будет восстановить роль золотых денег в качестве единственного платежного средства.

     Третья  основная проблема денежно-кредитного регулирования заключается в  том, что ДКП, которая обосновывается теоретической концепцией непрерывного уменьшения вмешательства правительства в рыночные отношения, ведет к тому, что рыночные отношения выходят из-под всякого контроля исполнительной власти. Тогда стихия спекулятивно-коммерческого интереса подрывает сами политические основания, на которых ДКП только и может осуществляться. ДКП неизбежно приходит в столкновение с интересами экономических монополий, которые способны создавать свои собственные внутренние системы товарно-денежных отношений. В этих внутренних системах товарно-денежных отношений роль денег при товарообмене может быть сведена к минимуму и товар может обмениваться на товар по иной, не рыночной стоимости, так как цена обращающегося внутри монополий товара подлаживается под их сложные интересы организации максимального влияния на экономику. То есть, монополии создают мощные препятствия стихии рынка. Политическая власть разрушает экономические монополии ради осуществления ДКП, ради создания условий для наибольшего роста коммерческих капиталов. Однако, разрушив, раздробив монополии, которые объединяют регионы страны в единое целое, правительство при рыночных отношениях теряет политические способности сохранить свою последнюю монополию, монополию на печатание денег, которая является главным условием осуществления ДКП. Регионы в таких обстоятельствах вынуждены создавать собственные денежные единицы и устанавливать собственные, региональные монополии на печатание ценных бумаг, после чего страна неизбежно политически распадется, и образуются несколько новых стран. Если эти новые страны начнут воплощать в жизнь собственную ДКП, как обслуживающую внутренний коммерческий капитализм, то в конечном итоге это приведет их к дроблению на меньшие политические организмы. Процесс дробления может продолжаться до полного распада политической власти вплоть до ее исчезновения.

     Все три приведенных проблемы ДКП отчетливо проявляются в современном мире, в котором идет повсеместное наступление коммерческого интереса в экономике и в политике ради установления господства глобального коммерческого капитализма с единым мировым правительством, призванным это господство обслуживать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности и анализ ДКП в РБ

3.1. ДКП в РБ в 2009 году

     Денежно-кредитная  система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование  осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые  и утверждаемые правлением Национального банка (НБ) Республики Беларусь.

     В 2009 году экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Банковская система РБ сыграла большую роль в достижении  социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса.

     Самый главный положительный результат 2009 г. – это то, что на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня населения. Реальные денежные доходы населения относительно 2008 года возросли на 2,9%, а численность занятых в  экономике – на 0,6%. Очень важно, что была не только обеспечена относительная  стабильность национальной валюты, но параллельно проведена большая  работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в международном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г. Большая работа в 2009 г. проведена по кредитованию реального сектора экономики. Требования банков к экономике, которые включают кредиты, лизинг, факторинг, исполненные гарантийные обязательства, операции с использованием векселей, ценные бумаги (кроме акций) и др., на 1 января 2010 г. составили 66,4 трлн. руб. За истекший год они выросли на 19,3 трлн. руб., или на 40,9%, что соответствует прогнозному параметру, определенному Главой государства в Основных направлениях ДКП Республики Беларусь на 2009 год по кредитованию экономики. В условиях кризиса это достойный вклад банковской системы республики в социально-экономическое развитие страны.

     Хотелось  бы обратить внимание, что в истекшем  году динамика краткосрочных, долгосрочных и инвестиционных кредитов имела  положительный характер. В прошедшем  году значительное внимание уделялось  кредитованию жилищного строительства. К началу 2010 г. задолженность физических лиц по всем жилищным кредитам достигла почти 10,3 трлн. руб. За 2009 г. данный показатель вырос в 1,53 раза, а за 2008—2009 гг. — в 2,36 раза. Ускоренное строительство жилья в условиях кризиса, прежде всего за счет льготного кредитования и для менее обеспеченных слоев населения, стало важным вкладом в экономику страны.

     В течение прошлого года работа по потребительскому кредитованию проводилась банками неудовлетворительно. Главная причина — высокие процентные ставки по кредитам, замедление темпов роста доходов населения относительно прошлых лет. На 1 января 2010 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 5,56 трлн. руб., что на 3,4% меньше, чем на начало 2009 г. В наступившем году банки в сфере потребительского кредитования должны работать гораздо более эффективно, здесь имеется еще много неиспользованных резервов.

     Следующее по актуальности направление работы – процентная политика, которая  имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель была достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. Была повышена на 2 процентных пункта (до 14% годовых).

     Работа  в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с  учетом комиссии) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя в ноябре того же года она равнялась 22%. Курс на постепенное снижение процентных ставок денежного рынка планируется продолжить и в последующих годах.

     Курсовая  политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют, включающей в  равных долях доллар США, евро и российский рубль.

     С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры  изменения курса белорусского рубля  к стоимости корзины иностранных  валют находились в предусмотренных  значениях. За указанный период стоимость  корзины иностранных валют увеличилась  на 5,4% (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный объемный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября снизился к доллару США на 3,5% (с 2650 до 2743 рублей за доллар США), к евро – на 9,2% (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7% (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).

     Значительная  работа проведена по совершенствованию  экономического законодательства, созданию наилучших условий для привлечения  иностранных инвестиций, по привлечению  самих инвестиций. Достаточно сказать, что только в рамках соглашения с  Китайской Народной Республикой для нас открыта кредитная линия в размере 5,7 млрд. долл. США. Такие кредитные линии фактически есть по всем направлениям, вопрос только за реализацией эффективных проектов.

Информация о работе Денежно кредитная политика Республики Беларусь