Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:11, контрольная работа
Денежно-кредитная политика. Методы и цели.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики есть наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.
1. Денежно-кредитная политика. Методы и цели…………………………...…3
2. Среднесрочные перспективы денежно - кредитной политики …………..12
3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы………….…20
4.Список литературы……………………………………………………………22
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
«Денежно- кредитная политика»
Содержание.
1. Денежно-кредитная политика. Методы и цели…………………………...…3
2. Среднесрочные перспективы денежно - кредитной политики …………..12
3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы……………………………………………….…20
4.Список литературы……………………………………………………
1.Денежно-кредитная политика. Методы и цели.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста.
Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики есть наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.
Эффективно функционирующая денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и, наоборот, разбалансированная денежная система поднимает кругооборот доходов и расходов, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.
Повышенное внимание к денежно-кредитной политике, как инструмента обеспечения «вечного процветания» которая властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.
В 50-х годах в западных странах состоялась резкая активизация денежно-кредитных инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.
На сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также являются полем для острых дискуссий между разными экономическими школами.
Главный раздел пролегает между кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег, как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста. И монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.
Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в середине 50-х лет, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы дали сильный импульс развития денежных исследований.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной и денежно-кредитной политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.
Подход монетаристов базируется на том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики есть минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и денежно-кредитной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.
Сторонники этого направления предъявили обвинение ортодоксальным кейнсианцам в игнорировании важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.
В результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. Сегодня много экономистов придерживается крайних кейнсианских или крайних монетаристських взглядов, большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму.
Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России.
Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы – центральный банк и соответствующие правительственные структуры – министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.
Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:
* предложение (масса) денег;
* ставка процента;
* валютный курс;
* скорость обращения денег и др.
Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследуя промежуточную цель, вписывалась в логику предусмотренной конечной цели. Предвиденный индикатор должен владеть четырьмя признаками:
- отображать избранную цель;
- быть легкоизмеряемым;
- отображать определенным образом действия центрального банка;
- подвергаться эффективному контролю со стороны центрального банка.
Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.
Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Стратегические – это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п.. Стратегические цели являются долгосрочными целями, они не измеряются непосредственно как денежные величины и не являются индикаторами денежного рынка. Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели.
Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики осуществляется по таким критериям:
- тесная взаимосвязь со стратегическими целями;
- возможность четкого количественного выражения;
- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка.
Если изменение денежной массы влияет на смену совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, а и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить существенные структурные изменения в экономике.
В связи с этим выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении.
Главной чертой избранных целей должна быть их непосредственная связь с начерченными стратегическими целями.
Методы реализации денежно-кредитной политики.
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:
- ставки процента по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.
Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.
Для практики проведения Центральным банком РФ операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:
- низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку РФ поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне без использования залога и иных методов его снижения;
- высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка РФ с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;
- обращение на организованном рынке. Последний обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видами рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный (или риск контрагента) и операционный. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы поставки против платежа (ППП), а второго - проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур.
В настоящее время использование Банком России операций на открытом рынке ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России, поскольку объем облигаций с рыночными характеристиками в его портфеле остается незначительным. Это препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.
Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, при условии предварительной блокировки ценных бумаг на разделе «Блокировано Банком России» счета Депо банка в уполномоченном Депозитарии, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные, овернайт, ломбардные. Обеспечением данных кредитов являются государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России.