Денежная система,денежная масса и агрегаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Поэтому в настоящее время мир стоит перед новой трансформацией денежной системы, связанной с ликвидацией наличной компоненты и переходом на однокомпонентные деньги – чисто счетные (электронные) деньги. При этом некоторое время наличная компонента может сохранять свои финансовые функции в качестве эрзац-денег, в качестве платежного средства для мелко и даже среднерозничной торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………………3

Строение денежной системы.…………………………….…………………...……...5

Исторические типы денежных систем...………………….………………………...10

Денежная масса и ее агрегаты; денежная база.……………….………………....…19

Современные способы регулирования скорости обращения и количества денег в обращении…………………………………………………………………………….27

Заключение…...….………………………………………………….………………..35

Литература……………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

контрольная по деньги, кредит, банки.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Избыточные резервы могут образовываться у коммерческого банка из-за увеличения притока вкладов, снижения объема выдаваемых ссуд, уменьшения нормы обязательного резервирования, получения кредита центрального банка и т.д.

Коммерческий  банк сам определяет оптимальный  объем избыточных резервов. Недостаток резервов приводит к тому, что банк начинает испытывать затруднения при проведении своих операций, в первую очередь при проведении платежей, и вынужден прибегнуть к заимствованию ресурсов у других банков или у центрального банка. Слишком большой объем избыточных резервов отрицательно сказывается на прибыли банка, так как эти средства в основном не приносят дохода (ни наличные деньги в кассе, ни средства на корреспондентских счетах, по которым в мировой практике обычно не выплачивается процент). Поскольку центральный банк является кредитором для коммерческих банков, он может влиять на уровень их избыточных резервов, ограничивая или увеличивая объемы своих кредитов и изменяя процентные ставки по ним.

Итак, средства, составляющие денежную базу, частично находятся на руках у населения в виде наличности, частично — у банков в виде их резервов, находящихся на счетах в центральном банке. Соотношение между этими компонентами денежной базы зависит от уровня развития банковской и платежной систем, темпов инфляции, динамики доходов населения и т.д. В определенной мере на это соотношение влияет процентная политика банков, как коммерческих, так и центрального. При прочих равных условиях повышение процентных ставок по депозитам стимулирует население увеличивать свои накопления, вследствие чего возрастают банковские резервы.

Динамика денежной базы оказывает значительное влияние  на денежную массу в обращении. При  росте величины денежной базы центрального банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот.

Изменение структуры  денежной базы также влияет на денежную массу. Например, если при неизменной величине денежной базы центральный  банк снизит резервные требования, то уменьшатся обязательные резервы  коммерческих банков и возрастут их избыточные резервы. Это приведет к увеличению денежного предложения, так как избыточные резервы являются источниками ресурсов для проведения коммерческими банками активных операций (выдачи кредитов и т.д.), в процессе которых создаются новые депозиты, то есть безналичная денежная масса.

Структура и  величина денежной базы оказывают влияние  также на величину депозитного и  денежного мультипликаторов, которые  определяют возможности коммерческих банков в увеличении массы безналичных  денег.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные способы регулирования  скорости обращения  и количества денег в обращении 

Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана “чисто” денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса  мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

квотирование  отдельных видов пассивных и  активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных  категорий и на привлечение кредитных  ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование  размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим  методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:

налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений  или льгот увязываются с масштабом  операций; корректирующие, которые  отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее  либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как  нормативных и корректирующих –  центрального банка. К нормативным  методам воздействия относится  использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных  цифр, соотношений показателей или  иных ограничений в сторону как  увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее  воздействие осуществляется путем  проведения центральным банком кредитных  операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной.

В большинстве  стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном  банке; рефинансирование банков; операции банков на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Обязательные  резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении. Так  уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.

Рефинансирование  банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для  воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все  активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию “банка банков”. Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитное рефинансирование различается:

по форме обеспечения: учетные и ломбардные кредиты; по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько дней) и  среднесрочные (до 6 месяцев); по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы; по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным  банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.

Операции на открытом рынке. К экономическим  методам регулирования денежно-кредитной политики относятся операции центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызывать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные  ценные бумаги, ограничивает кредитную  экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс национальной валюты.

Политика открытого  рынка представляет собой средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую  политику центральный банк может  двумя путями:

Во-первых, он может  определить объем купли-продажи  и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи  ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным; Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а, соответственно и их кредитную  активность, центральный банк выступает  покупателем на открытом рынке. В таком случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что через определенный период времени они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой, так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким инструментом регулирования.

Информация о работе Денежная система,денежная масса и агрегаты