Дарственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства) . Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Содержание

Введение
Виды российских государственных ценных бумаг:
ГКО
ГДО
Золотые сертификаты
ОВВЗ
ОФЗ
СБН
Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.
Нерезиденты на рынке гособлигаций
Положение на рынке ГКО - ОФЗ в начале 1997 г.
Прогнозы состояния рынка государственных ценных бумаг в 1997 г.
Три рынка ценных бумаг
Приложение (мониторинг цен на ГКО)

Работа содержит 1 файл

дарственные ценные бумаги.docx

— 103.64 Кб (Скачать)

Одновременно с  ростом процентных ставок произошло  некоторое усиление активности участников рынка. В частности, недельный объем  торгов колебался в пределах 17 - 18 трлн. рублей (14 - 17 трлн. рублей в феврале) .

Конъюнктура первичного рынка в марте 1997 г. претерпела некоторые  изменения. Аукционный спрос на облигации  значительно упал. Причиной этому  стали как вышеназванные факторы, так и низкая, а в некоторых  случаях и отрицательная относительно вторичного рынка, аукционная премия. Таким образом, суммарное превышение спроса над предложением составило  в марте всего 12% (при 45% в феврале) . Более того, большая часть аукционов  проходила в условиях, когда заявленный объем эмиссии превышал общее  число бумаг, запрашиваемых участниками, что не было характерным для последнего полугодия. Низкие объемы выручки на аукционах заставили Министерство финансов РФ увеличить продажи на вторичном рынке и, даже, прибегнуть к публичному воздействию на ожидания инвесторов. В марте 1997г. Состоялись аукционы по размещению шести шестимесячных  выпусков (22069-доп. транш, 21071-доп. транш, 22075,22076,22077,22078) , годового (23003) и дополнительного  транша ОФЗ (24010) . Общий объем эмиссии  составил 36235 млрд. руб. при заявленном суммарном объеме 51000 млрд. рублей. При  этом выручка от размещения на аукционах  составила 30086 млрд. руб. при превышении спроса над предложением 6223 млрд. руб. по номиналу; выручка от дополнительного  размещения на вторичных торгах около 4500 млрд. руб. ; объем погашения составил - 28512 млрд. руб. Таким образом, чистый доход эмитента от размещений составил около 6 трлн. рублей.

В апреле - мае не следует ждать снижения ставок ниже 30% годовых по длинным сериям. Очевидно, сложившаяся доходность устраивает Министерство финансов РФ при настоящем  состоянии бюджета, и в случае падения ставок эмитент увеличит предложение бумаг на рынке. Более  того, не исключены повторные скачки доходности, имевшие место в марте  и продолжение роста доходности. В то же время, при стабилизирующейся  политической обстановке можно ожидать  возобновления притока средств  нерезидентов. Также, в качестве подпитки рынка в конце апреля - мае можно  ожидать возвращения свежих эмиссионных  средств, выпущенных ЦБ РФ в качестве увеличения денежной массы.

В целом, настоящая  ситуация на рынке ГКО-ОФЗ будет  складываться из противодействия следующих  основных сил: потока иностранных инвестиций и политики Центробанка РФ на открытом рынке с одной стороны, предложения  эмитента плюс начавшаяся тенденция  роста доходности с более осторожными  ожиданиями участников - с другой. Необходимо отметить, что если позиция Минфина  РФ, отягченная бюджетным кризисом, как-то ясна, то позиция нерезидентов целиком зависит от политической ситуации, которая чаще является случайным  фактором. Поэтому более логичным будет ожидать сохранения тенденции  к росту процентных ставок.

6) Прогнозы состояния  рынка государственных  ценных бумаг в  1997 г. 

К началу 1997 г. Россия пришла с высоким уровнем внутреннего  долга - свыше 300 трлн. рублей. То, что  государственный долг так велик - 300 трлн. руб. - это заставляет продумывать  ту стратегию, при помощи которой  будет выполняться уже новый  бюджет на 1997 г., принятый Государственной  Думой.

Определился дефицит  бюджета, который составляет большую  сумму, и с рынка внутреннего  долга нужно будет взять доходов - 50 трлн. руб.. Эта сумма сопоставима  с 1996 г., но напряжение, безусловно, не снижается, а продолжает нарастать, потому что  увеличивается предыдущий долг, который  нужно погасить методом рефинансирования, т.е. за счёт того же рынка внутреннего  государственного долга, а не за счёт бюджета.

Кроме всего прочего, в 1997 г. большой проблемой является введение налога на государственные  ценные бумаги, который повысит стоимость  обслуживания внутреннего долга, потому что, естественно, войдёт в ставку, по которой будут размещаться ценные бумаги, хотя и даёт дополнительные доходы в бюджет.

Панических настроений Минфин не испытывает. У него есть чёткая стратегия, чёткая представление о  том, что у нас будет происходить  в 1997 г., и он будет придерживаться этой стратегии. Естественно, по ходу развития всей экономической ситуации, надеясь  на политически стабильную ситуацию, Минфин будет корректировать свои планы  в ту или иную сторону.

Самым существенным изменением на рынке внутреннего  долга является то, в этом году внутренний долг изменится в структуре, т.е. основные доходы, которые должны составить 30 трлн. руб. Минфин намеревается получить с рынка облигаций федерального займа, которые будут выпускаться  сроком на 1,5 и 2 года и купон по которым  будет выплачиваться не раз в  квартал, что крайне напряжённо для  бюджета, а раз в полгода. С  одной стороны, это позволит нам  уменьшить расходы по обслуживанию, с другой, несколько повысит привлекательность  ценных бумаг: по таким бумагам доходы можно будет получить более высокие, чем по коротким бумагам.

Кроме всего прочего, очень важным является изменение  позиций по облигациям сберегательного  займа. Они сейчас являются любимым  инструментом для сбережений населения. Для Минфина этот инструмент тоже важен, но нужно чтобы этот стал подлиннее. Поэтому будут выпускаться бумаги со сроком обращения 1,5 - 2 года, хотя годовые  бумаги тоже останутся. Населению также  будут предложены бумаги с купоном  раз в полгода и с купоном  раз в год. Тот, кто захочет  получить более высокую доходность и у кого деньги сберегаются на длинный период, будет покупать бумаги с купоном раз в год, но при  этом получать доход повыше. Тот, у  кого деньги более короткие, будут  получать бумаги с более коротким купоном, но соответственно меньше дохода. Это позволит охватить более широкий  круг потенциальных инвесторов с  различными интересами.

Как и в прошлые  годы, конечно же, будут выпускаться  ГКО. Эти бумаги зарекомендовали  себя как очень оперативный инструмент, который помогает выправить ситуацию на рынке государственного внутреннего  долга. Этот инструмент позволяет получить доходы тогда, когда рынок выглядит недостаточно стабильно, когда рынок  начинает испытывать тенденции на понижение. В этой ситуации обычно любое государство  прибегает к коротким заимствованиям. Поэтому с рынка ГКО планируется  получить около 15 трлн. руб. доходов.

Естественно, в 1997 году придётся погасить все те заимствования, которые по срокам подают на него, а  это около 200 трлн. руб. Это небольшая  проблема, всё будет погашено.

Как и в прошлом  году, мы будем практиковать выпуск внерыночных займов, т.е. займов, которые  не имеют вторичного рынка. Нерыночный - это не значит, что по этому займу  не выплачиваются доходы. По ним  выплачиваются доходы соответственно стоимости денег на финансовых рынках. Но эти бумаги не перепродаются в  течение периода своего существования, у них нет вторичного рынка. В  такие бумаги инвестор вкладывает стабильно  длинные деньги, на срок не менее  года и по истечении этого срока  получает сразу всю сумму вложений и дохода, который накоплен за истёкший период.

Вот таковы основные изменения, которые предстоят в  этом году на рынке государственного внутреннего долга, которые позволят справиться со многими проблемами.

Теперь о том, что  касается надёжности заимствования, о  том, что обсуждается уже несколько  лет в прессе: не построил ли Минфин пирамиду в связи с президентскими выборами, в связи с высокими заимствованиями, и справится ли он с графиком заимствований.

Минфин показал, что  правильно прогнозировал ситуацию, что не строил пирамиду по ценовому признаку, т.е. каждое последующее заимствование  дороже предыдущего. Минфин стоил нормальный график заимствования, который выглядит как два столба, которые как  бы уходят в бесконечность. Внутренний долг в условиях рыночной экономики - такая же вечная категория, как  и государство. Пока существуют деньги, существуют и временно свободные  деньги. И любое государство заинтересовано их использовать в интересах экономического и социального прогресса.

Есть надежда, что  денег в экономике страны, любой, в том числе и нашей, становится всё больше и больше, т.к. растёт внутренний валовой продукт, а соответственно и денег, обслуживающих экономику, становится всё больше и больше. Всё больше и больше по удельному  весу становится и временно свободных  денег. За счёт этих денег Минфин и  строит систему заимствования, привлекая  эти деньги. Ставка делается именно на эти деньги, деньги, которые не могут найти по какой-то причине  применения в общественном секторе  экономики. За счёт этих денег и строится система рефинансирования. Для доказательства того, что ожидания могут оправдаться, можно сослаться на опыт 1996 года, когда была возможность взять дополнительно 5-6 трлн. руб. и по низким ценам, но это не было сделано, т.к. для Минфина, как и в предыдущие годы (и так будет в последующие годы) , самым важным являются графики рефинансирования, надёжность конструкции внутренних заимствований, которая была им построена.

Что касается начала этого года, то в январе на рынке  можно было бы легко взять 3 трлн. руб. свободных денег, которые были предложены для покупки государственных  ценных бумаг. Но Минфин этого не делает, исходя из того, что конструкция  заимствования строилась по заранее  задуманной схеме, а не в зависимости  от того сколько на рынке свободных  денег, много или мало.

В 1997 г. возможен выпуск минфиновской лотереи. Минфин, похоже, поступил неправильно, отказавшись  от возможных доходов от проведения лотерейных игр. Эти доходы сегодня  получают даже трудно сказать какие  группы бизнеса. Лотереи сегодня  очень плохо контролируются. В  них участвуют большое количество организаций, органы Госналогслужбы проконтролировать  эти вопросы не могут, и участники  очень обижаются на нечестность  организаторов этого бизнеса. Министерство финансов уже накопило достаточный  опыт за те несколько лет, в которые  лотерея не выпускалась. Министерство зарекомендовало себя в качестве приличного заёмщика, и его ценные бумаги с удовольствием покупаются.

И так как у  Минфина сложилась такая репутация, то есть надежда, что лотерейные билеты будут покупаться. Инвестор понимает, что с этим заёмщиком можно  иметь дело, ему можно доверять.

Есть надежда получить 0,5 трлн. рублей дохода от лотереи, петому что её ещё создать и раскрутить. А с будущего года доход предположительно должен составить 2-3 трлн. рублей от проведения собственного лотерейного бизнеса. Минфину передано курирование всех вопросов, связанных с лотереей. И есть надежда навести порядок  в этом секторе финансового бизнеса.

7) Три рынка ценных  бумаг 

Любой фондовый рынок  полноценен, если он имеет три полноценных cектора: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных бумаг  и рынок корпоративных ценных бумаг.

Рынок муниципальных  ценных бумаг развивается довольно высокими темпами. На нём появляются крупнейшие эмитенты, такие, как Санкт-Петербург, который привлекает деньги очень  похожим на Министерство финансов способами  в довольно технологичном режиме. Известно, что Москва объявила о  своей программе заимствований. Создают свою систему заимствований Нижний Новгород, Татария и целый ряд других территорий.

Государство активно  помогает созданию рынка муниципального долга, потому что в иной ситуации рынок федерального долга, рынок  государственного долга начинает жить в безальтернативном режиме. В  него периодами вливаются все  лишние деньги, и появляется соблазн  взять все эти лишние деньги. А  потом, когда появляются какие-то другие сектора рынка, возникают проблемы рефинансирования, потому что вся  экономика перекошена в сторону  государственного внутреннего долга. И на нём происходят оттоки средств  в незапланированном режиме. Поэтому  рядом должен существовать нормальный рынок, куда также должны приходить  деньги, помогающие сбалансировать местные  бюджеты с тем, чтобы они испытывали меньше проблем. Для федеральных  властей это будет решением вопроса, в частности, своевременности выплат зарплаты социальной сфере.

Рынок корпоративных  ценных бумаг - исключительно важный, который тоже должен существовать рядом  с рынком государственного долга. Рынок  корпоративных ценных бумаг - это  инвестиции в народное хозяйство. Он освободит бюджет от несвойственных ему расходов, даст возможность нашей  экономике привлечь больше денег  и платить больше налогов.

Это позволит создать  нормальную финансовую систему, потому что сегодня нет возможности  собирать налоги, предприятия лежат  на боку и не имеют денег, чтобы  с этого бока встать.

Привлекая деньги с  рынка корпоративных бумаг предприятия  будут вставать на ноги и платить  налоги. Бюджет больше будет получать доходов и меньше заимствовать на внутреннем рынке. Соответственно можно  будет сделать внутренний долг очень  длинным и очень дешёвым, самым  дешёвым.

Сегодня рынок госдолга является самым дешёвым, это было достигнуто в 1996 году. Есть возможность  на этих позициях остаться, но это возможно лишь в том случае, если будут  существовать рядом три рынка.

8) Мониторинг цен  на ГКО 

Дата: 25.04.97 12.30

   Номер Дата  Цены  Доходность 

выпуска погашения  сегодня 

До погашения  сегодня (срок)
                3 мес. 
21072 28.05.97 97.79 33 25.00 6 мес. 
22050 30.04.97 99.71 5 21.23   
22051 21.05.97 98.32 26 23.99   
22052 14.05.97 98.86 19 22.15   
22053 04.06.97 97.42 40 24.17   
22054 18.06.97 96.50 54 24.52   
22057 25.06.97 96.04 61 24.67   
22058 30.07.97 93.72 96 25.48   
22059 03.09.97 91.56 131 25.68   
22060 17.09.97 90.74 145 25.69   
22061 13.08.97 92.86 110 25.51   
22062 02.07.97 95.59 68 24.76   
22063 07.05.97 99.32 12 20.82   
22064 23.07.97 94.33 89 24.65   
22065 20.08.97 92.44 117 25.51   
22066 11.06.97 96.98 47 24.18   
22067 01.10.97 90.13 159 25.14   
22068 08.10.97 89.62 166 25.47   
22069 16.07.97 94.15 82 27.66   
22070 19.11.97 85.70 208 29.28   
22071 27.08.97 91.07 124 28.86   
22072 26.11.97 85.30 215 29.26   
22073 06.08.97 92.73 103 27.78   
22074 10.12.97 84.55 229 29.13   
22075 29.10.97 87.00 187 29.17   
22076 10.09.97 90.22 138 28.67   
22077 14.01.98 82.16 264 30.02   
22078 03.12.97 84.87 222 29.31   
22079 22.10.97 87.50 180 28.97   
22080 24.12.97 83.50 243 29.68 12 мес. 
23002 18.02.98 80.15 299 30.23   
23003 04.03.98 79.35 313 30.35   
23004 08.04.98 77.56 348 30.35   
23005 22.04.98 76.77 362 30.51   

Информация о работе Дарственные ценные бумаги