Дарственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства) . Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Содержание

Введение
Виды российских государственных ценных бумаг:
ГКО
ГДО
Золотые сертификаты
ОВВЗ
ОФЗ
СБН
Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.
Нерезиденты на рынке гособлигаций
Положение на рынке ГКО - ОФЗ в начале 1997 г.
Прогнозы состояния рынка государственных ценных бумаг в 1997 г.
Три рынка ценных бумаг
Приложение (мониторинг цен на ГКО)

Работа содержит 1 файл

дарственные ценные бумаги.docx

— 103.64 Кб (Скачать)

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими  инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку  агентом выступает Центральный  Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые  выпуски. Это говорит о том, что  в случае затруднения Минфина  возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при этом не страдают инвесторы  этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно высока, и тот  несколько ажиотажный интерес к  этой бумаге, который проявляется  сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать  и быстро купить, то пока проблем  с ГКО практически не было. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе 1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё  один случай- в конце июня 1995 г., когда  на рынке была довольно низкая ликвидность  и соответственно бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке присутствует маркетмейкер, роль которого выполняет Центральный  Банк России, который вполне в состоянии  поддержать ликвидность в тот  момент, когда предложений на продажу  больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать.

А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая  ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми  замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший  доход платит эмитент. Россияне хорошо познакомились с этой истиной летом 1994 г., во время краха финансовых компаний. Хотя доходность ГКО - не самая высокая, но когда были сомнения в надёжности, то и доходность этих бумаг была почти такой же, как и у “мавродиков” - за 300 %, что было связано с кризисом в Чечне.

Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому эта “бумага” на самом деле действует в безбумажном  режиме, в виде записи на счетах депозитария  в Московской межбанковской валютной бирже и это довольно сложно для  населения.

Хотя в нормально  отлаженной экономике население, конечно  же, имеет право покупать государственные  ценные бумаги, но подавляющее большинство  населения никаких государственных  ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - это уже  профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и  зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая  практика. К сожалению, наши банки  не оказались на высоте положения  и не были готовы работать с населением на справедливых началах (как принято  в мировой практике) . Даже Сбербанк России работает с населением не самым  справедливым образом. Это, естественно, вызывает у населения интерес  к государственным ценным бумагам, минуя недобросовестных посредников. К тому же удовлетворительного законодательства по сберегательным банкам в России пока нет.

Население России может  покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером  на рынке ГКО, и совершить через  него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для  профессионалов, т.к. эта работа требует  полной отдачи, чтобы получить положительный  результат.

Центробанк разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым будет  разрешено брать деньги у населения  для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для  себя и для населения.

И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции Центробанка, ни специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком доходности Вложение денежных средств в государственные  ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке является важнейшей частью государственной политики России. Крах того или другого российского  банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет  таких последствий, как потеря доверия  западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.

II) Государственные  долгосрочные облигации  (ГДО) 

Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются  в бланковом виде с набором  купонов и реализуются только среди юридических лиц.

Общий объём займа  в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут  выпускаться с разной номинальной  стоимостью, кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал  равен 100 т. рублей.

Разряды объединены в четыре группы: 1-й - 4-й разряды - группа “Апрель” 5-й - 8-й разряды - группа “Июль” 9-й-12-й разряды - группа “Октябрь” 13-й-16-й разряды -группа “Январь” Обслуживание возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы разрядов он может  устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения  соответствующих купонов. В настоящее  время он составляет 15% от номинальной  стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путём  зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

Операции по продаже  и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка России во все  рабочие дни, кроме последнего рабочего дня. Котировка облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в  течение всего года, за исключением  “особой” недели. Особые недели в соответствующих  группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев  до её наступления, т.е. владелец облигаций  может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При погашении  ГДО Банк России выплачивает их номинальную  стоимость, надбавку к цене, которую  он может установить, и годовой  доход до официально объявленной  даты начала выкупа облигаций.

Владельцы ГДО могут  использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду  в Банке России на срок до 3 месяцев  в размере до 90% от номинальной  стоимости заложенных облигаций. В  случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право реализовать  заложенные облигации, направив доход  на покрытие задолженности.

Рынок ГДО в отличие  от рынка краткосрочных облигаций  так и не развился. Вторичный рынок  практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется  страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в  государственные ценные бумаги.

III) Золотые сертификаты  (ЗС)

Золотые сертификаты  обращались на рынке ценных бумаг  в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к  числу погашённых ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно  публикуемая средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают  свои депозиты в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

Цена на золотой  сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась Министерством  финансов РФ исходя из золотого эквивалента  сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась  премия в виде накопленного процента за период, прошедший с начала квартала, с тем, чтобы дифференцировать квартальный  доход в зависимости от срока  приобретения сертификата.

От налога освобождались  процентный квартальный доход и  разница между ценой первичной  продажи сертификата и его  погашения. Тем самым формально  прибыль от перепродажи становилась  объектом налогообложения.

Обращение золотых  сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством  финансов РФ, или цена первичного размещения.

IV) Облигации внутреннего  валютного займа 

В результате банкротства  Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались “замороженными”  средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

Общий объём займа  составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна, десять и  сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6,10 и 15 лет. Датой выпуска  займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая  каждого года.

V) Облигации федерального  займа (ОФЗ) 

ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации, потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые  появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год  и две недели, что объясняется  особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы  бумага считалась среднесрочной) , так  и удобством начисления доходности (плюс две недели) . По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних  выпуска ГКО, исчисляется средняя  взвешенная и по этой величине ОФЗ  продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему  невыгодны, и принимает те, которые  выгодны.

Само по себе появление  ОФЗ и для Минфина, и для  всей финансовой системы имеет исключительно  важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца о  том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит  о том, что обычно 30% - это краткосрочные  заимствования (типа наших ГКО) , а  остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Эксперимент с ОФЗ  в общем удался. Было выпущено облигаций  на один триллион и они были проданы  за три дня. Причём постоянно снижалась  доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой) .

VI) Сберегательная бумага  для населения  (СБН) 

Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов каждые три  месяца (бумага выпускается на год) , при этом доход по купонам будет  привязан к ОФЗ, но поскольку это  будет для населения прибавляется ещё один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла выпускать, т.к. доходность по ГКО и  ОФЗ шла резко вниз. На рынке  денег было очень много, а предложений  со стороны Минфина - значительно  меньше. В таких условиях население  мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи  с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН  Министерство финансов руководствовалось  тем, что по бумагам для населения  должна существовать прибыль, пусть  не самая большая, но близкая к  реальному проценту по вкладам в  банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.

3) Проблемы внутреннего  долга России в  1996 г. 

1996 г. был чрезвычайно  тяжёлым для финансовой системы  страны. Принятый Государственной  Думой бюджет на этот период  предусматривал высокий уровень  дефицита. А налоговая система  была недостаточно приспособлена  для того, чтобы полностью обеспечить  налоговые поступления и соответственно  обеспечить финансирование всех  тех расходных статей бюджета,  которые рассматривались при  принятии Закона.

Кроме того, в политическом плане 1996 г. принёс целый ряд проблем  для формирования доходных источников бюджета.

Информация о работе Дарственные ценные бумаги