Центральный Банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии, а также изучение осуществляемых ЦБ РФ операций и его организационной структуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития ЦБ России и его экономическое содержание…….….5
1.1. История развития и правовой статус ЦБ РФ………………………….5
1.2. Цели, задачи и функции ЦБ РФ………………………………………10
2. Анализ операций ЦБ РФ………………………………………………….14
2.1. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ………...…14
2.2. Операции, осуществляемые ЦБ РФ и их анализ……………………....18
3. Совершенствование деятельности ЦБ РФ……………………….………25
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ……………………………….…25
3.2 Пути совершенствования деятельности ЦБ РФ………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Центральный банк РФ курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России  опирается на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.

      Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка  России по управлению ликвидностью банковского  сектора, которые, в свою очередь, тесно  связаны с состоянием внутреннего  финансового рынка и платежной системы.

     Другим  важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального Банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ. С 11 января 2000 г. Центральный банк РФ издал указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2000 г. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк РФ по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации — в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени.

      Фонд  обязательных  резервов  –   это   обязательная   норма   вкладов коммерческих банков  в  ЦБ,  устанавливаемая  в  законодательном  порядке  и определяемая как процент  от общей  суммы  вкладов  коммерческих  банков.  Он создан  для   того,   чтобы   при   необходимости   обеспечить   возможность коммерческим   банкам   своевременно   выполнить   перед   клиентами    свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет  того, что часть этих средств депонируется и не  используется  банками  в  качестве кредитных ресурсов.

     ЦБ  РФ, изменяя  нормы  обязательных  резервов,  оказывает  влияние  на кредитную  политику  коммерческих  банков  и  состояние  денежной  массы   в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов  ЦБ  сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся  в  распоряжении  коммерческих банков и используемых для расширения  активных  операций;  уменьшение  нормы резервов позволяет коммерческим банкам  в  более  полной  мере  использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения  в народное хозяйство.

     Однако  перегиб в регулировании резервирования (повышение и так уже завышенных процентов обязательных резервов) может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны [28, с.230].

     Инструментарий  ЦБ регулирования нормы резервов распространяется главным образом  на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

     К обязательным резервам относятся и  создание Стабилизационного Фонда. Средства фонда выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля над денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

     Еще одним инструментом в осуществлении  денежно-кредитной политики Центральным  Банком России является прямое государственное  воздействие Центрального Банка  путем прямых предписаний органов  контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев Центральный Банк осуществляет контроль над крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

     Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, -изымает часть их из обращения.

     Операции  на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный — в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.

     Конкретные  направления валютного регулирования как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». С сентября 1998 г. По настоящее время для регулирования валютного курса применяется режим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложения.

     Федеральным законом «О Центральном банке  Российской Федерации» установлено, что  Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения.

     С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени  влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.

      Единая  государственная денежно-кредитная  политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий  для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

      В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции -- до 6-7% в 2011 году.  

    3.2 Пути совершенствования деятельности ЦБ РФ 

     Проведение  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий  экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

     Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния  внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

     Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д.

     Решение наиболее актуальных задач, стоящих  сегодня перед ЦБ РФ, в частности  кредитование реального сектора  экономики, серьезно затруднено отсутствием  системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

     Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

     Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства  приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

     Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно  отнести: экономический кризис; кризис неплатежей; кризис наличности; плохая организация системы межбанковских расчетов; замедление расчетов; сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

     Резкий  рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

     Выполняя  расчетно-кассовые операции, банки  Российской Федерации регулируют объем  наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

     Другой  негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

     Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

     На современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

     Наибольшая  эффективность реализации денежно-кредитной  политики Центрального Банка проявляется  тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

     Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Информация о работе Центральный Банк РФ