Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 00:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. Изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. Проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Введение.
Глава 1. Место Центрального банка РФ в банковской системе России.
1. Статус Банка России, основные цели и функции ЦБ РФ.
2. Полномочия и функции ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям.
Глава 2. Структура ЦБ РФ.
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи.
2.2. Территориальные подразделения Банка России.
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики – основная функция центрального банка.
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ.
3.2.1. Политика минимальных резервов.
3.2.2. Операции на открытом рынке.
3.2.3. Политика рефинансирования.
Заключение.
Список использованной литературы.
В целом у кредитных организаций в январе—мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. Совокупный объем средств, предоставленных кредитным организациям посредством операций прямого РЕПО, за январь—май составил 304,7 млрд. рублей (в январе—мае 2006 года — 395,8 млрд. рублей). Ломбардные кредиты также предоставлялись в небольшом объеме, однако количество предоставленных кредитов возросло по сравнению с январем—маем 2006 года в 1,5 раза, а количество кредитных организаций, которым они были предоставлены, — более чем в 2 раза.
В 2007 году Банк России при необходимости продолжит применение операций “валютный своп”.
Обеспечением кредитов Банка России и сделок прямого РЕПО являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. В структуре портфеля ценных бумаг, используемых кредитными организациями при рефинансировании, основную часть составляют облигации Российской Федерации, ОБР, облигации юридических лиц — резидентов Российской Федерации и облигации кредитных организаций.
В денежно-кредитной политике на 2008 года указано что, Банком России будут использоваться инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь проводимые на регулярной основе операции с ОБР и депозитные операции. При этом в 2008 году основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках планируемого с 1 февраля 2008 года перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений.
Ведущую роль в связывании Банком России свободных денежных ресурсов будут играть рыночные инструменты, используемые на аукционной основе (аукционы по продаже ОБР и депозитные аукционы). Переход к выпуску краткосрочных ОБР будет способствовать упрощению использования данного стерилизационного инструмента и, соответственно, повышению спроса на него со стороны участников денежного рынка. Одновременно в 2008 году Банк России продолжит применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозитные операции по фиксированным ставкам на стандартных условиях).
Кроме того, при необходимости долгосрочного
абсорбирования ликвидности Банк России
предполагает осуществлять операции по
продаже государственных ценных бумаг
из собственного портфеля (без обязательства
обратного выкупа). В 2008 году предполагается
рассмотреть вопрос об изменении структуры
портфеля государственных ценных бумаг,
принадлежащих Банку России, за счет обмена
облигаций федерального займа (ОФЗ) с нерыночными
характеристиками на более ликвидные
выпуски, что будет способствовать повышению
эффективности использования данного
инструмента.
3.2.3. Политика рефинансирования
Рефинансирование банков - инструмент денежно-кредитной политики, когда Центральный банк предоставляет ссуду банку, счет этого банка в Центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. В итоге прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, сокращение - уменьшает.
Центральный банк может влиять на объем рефинансирования двумя способами:
- воздействуя на величину процентной ставки по кредитам;
- воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.
Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования банков через механизм выдачи ссуд и предполагает определение Центральным банком целей, форм, условий и сроков кредитования. Кредитное рефинансирование также используется как инструмент стабилизации банковской системы. Это наиболее эффективный способ предоставления дополнительных резервов и соответственно ликвидности банкам в период кризисных потрясений. Традиционная форма рефинансирования - пересчет векселей Центральным банком, смысл которого состоит в том, что Центральный банк покупает векселя, уже учтенные банками.
Объем рефинансирования зависит от уровня ставки рефинансирования (стоимости кредитов Центрального банка). Но все-таки ставку рефинансирования принято рассматривать как индикатор намерений Центрального банка. Изменяя ставку рефинансирования, Центральный банк объявляет о своих намерениях относительно денежно-кредитной политики.
Ниже приведены ставки рефинансирования,
начиная с 01 января 1992 года. Наиболее высокая
ставка рефинансирования была установлена
Центробанком в период с 15 октября 1993 г.
по 28 апреля 1994 г и составляла 210 %. В течении
10 лет скорость изменения ставки рефинансирования
Центрального Банка замедлялась, то есть
ставка рефинансирования становилась
более стабильной. В период с 1993 по 2000 год
ставка рефинансирования менялась в основном
в течение года от 5 до 9 раз. В период с
2002 по 2007 годы ставка рефинансирования
стабилизировалась и менялась в течение
года от 1 до 3 раз, причем только в сторону
снижения.
В течении 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования менялась 6 раз, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, 2008 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России") и уровнем инфляции в 13,3%.
Наиболее высокая ставка рефинансирования
была установлена Центробанком в период
с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г и составляла
210 %. В течении 10 лет скорость изменения
ставки рефинансирования Центрального
Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования
становилась более стабильной. В период
с 1993 по 2000 год ставка рефинансирования
менялась в основном в течение года от
5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка
рефинансирования стабилизировалась
и менялась в течение года от 1 до 3 раз,
причем только в сторону снижения.
В течении 2008 года ставка рефинансирования
ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто
после начала мирового финансового кризиса.
За 2008 год ставка рефинансирования менялась
6 раз, и это при том, что почти все центральные
банки ведущих стран мира пересматривали
ставки в сторону понижения. Несмотря
на сложный финансовый период, 2008 год Россия
завершила со ставкой рефинансирования
в размере 13,00 %. (Указание ЦБ РФ от 28.11.2008
№ 2135-У "О размере ставки рефинансирования
Банка России") и уровнем инфляции в
13,3%.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ
в течении 2009 года менялась 10 раз, и все
в сторону понижения. 2009 год Россия завершила
со ставкой рефинансирования ЦБ в размере
8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата),
и это были самые низкие показатели с 1991
года, то есть за всю историю постсоветской
России. Установленная регулятором столь
низкая ставка рефинансирования была
направлена на стимулирование кредитной
активности банков, а также на сдерживание
инфляционных процессов.
В 2010 году ставка рефинансирования
Центробанка менялась только 4 раза, и
тоже в сторону понижения. В 2010 году была
также зафиксирована самая низкая за все
существование Российской Федерации ставка
рефинансирования в 7,75%, которая действовала
с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год
Россия завершила со ставкой рефинансирования
ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в размере
8,8%.
Политика
рефинансирования обладает меньшим прямым
воздействием на денежную систему. Можно
непосредственно определить требуемое
изменение заемных резервов, но неизвестно,
на сколько необходимо изменить ставку
рефинансирования, для того чтобы банки
обращались за кредитами в Центральный
банк. Издержки банков по использованию
ставки рефинансирования высоки и изменение
ставки рефинансирования оказывается
неэффективным инструментом в силу неоднозначности
воздействия на финансовые рынки.
Заключение
В заключении хотелось бы уделить внимание денежно-кредитной политике в 2011 году.
В начале ноября ЦБ РФ внес на рассмотрение Госдумы РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов».
В документе Банк России явно обозначил свою главную задачу на 2011–2013 гг. – удержание инфляции в границах 5–7% в год. При этом Центральный Банк РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса.
Такая формулировка целей Банка России
позволяет ему более эффективно проводить
денежно-кредитную политику, не пытаясь
одновременно достичь двух во многом противоречащих
друг другу целей. В то же время, очевидно,
что в среднесрочном периоде Банк России
не сможет полностью отказаться от вмешательства
в процесс курсообразования (помимо сглаживания
волатильности) в силу высокой зависимости
экономики РФ от внешнеэкономической
конъюнктуры. Причем вмешательство Центробанка,
по всей видимости, будет расширяться
в периоды резких изменений спроса и предложения
на валютном рынке. Именно в такие периоды
готовность ЦБ РФ к свободному курсообразованию
будет проверена на практике.
Среди других ориентиров денежно-кредитной
политики в среднесрочном периоде можно
выделить следующие:
• повышение роли процентной политики
ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных
ожиданиях (сужение коридора процентных
ставок);
• сворачивание антикризисных мер;
• консолидация и капитализация в банковском
секторе;
• учет ситуации на финансовых рынках
при проведении ДКП;
• повышение прозрачности денежно-кредитной
политики и совершенствование аналитической
работы.
Что касается прогнозов
макроэкономических показателей, содержащихся
в Основных направлениях, то прирост денежной
базы в узком определении в 2011 г. составит
7,7−19,4%. Международные резервы на конец
2011 г. могут достичь от 478 до 576 млрд долл.
США. Прогноз строится в трех вариантах,
при этом промежуточный вариант, основанный
на цене на нефть в 2011 г. на уровне 75 долл./барр.,
соответствует макроэкономическому прогнозу
Правительства РФ.
В целом, прогноз Банка
России является достаточно реалистичным.
Выполнение плана по росту денежных агрегатов
во многом будет зависеть от динамики
потоков капитала. Во внесенном в ГД РФ
варианте Основных направлений показатель
оттока частного капитала из РФ за 2010 г.
уже был увеличен с 9 до 22 млрд. долл., что
еще раз свидетельствует о плохой прогнозируемости
данного показателя.
Список
использованной литературы
Информация о работе Центральный банк РФ: его функции и роль в рыночной экономике