Центральный банк РФ: его функции и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. Определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. Изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. Проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Содержание

Введение.
Глава 1. Место Центрального банка РФ в банковской системе России.
1. Статус Банка России, основные цели и функции ЦБ РФ.
2. Полномочия и функции ЦБ РФ по отношению к кредитным организациям.
Глава 2. Структура ЦБ РФ.
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи.
2.2. Территориальные подразделения Банка России.
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики – основная функция центрального банка.
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ.
3.2.1. Политика минимальных резервов.
3.2.2. Операции на открытом рынке.
3.2.3. Политика рефинансирования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 262.54 Кб (Скачать)

2) определение  направлений денежно-кредитной политики;

3) выбор  основных инструментов денежно-кредитного  регулирования: рефинансирование  банков, нормативы обязательных  резервов, депозитные операции, процентная  политика, операции на открытом  рынке;

4) создание  и ведение базы статистических  данных по объему денежной  массы, кредитам и сбережениям;

5) составление  денежных программ и контроль за их выполнением.

Единая  государственная денежно-кредитная  политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий  для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни  населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

      В ближайшие годы российской  экономике необходимо преодолеть  последствия мирового финансово-экономического  кризиса и выйти на траекторию  устойчивого роста. В этой связи  главной целью денежно-кредитной  политики в предстоящий трехлетний  период является удержание инфляциив границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

       В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк  России продолжит движение в  сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России

сохранит  свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания  чрезмерных колебаний рублевой стоимости  бивалютной корзины.

       Сокращение интервенций на внутреннем  валютном рынке, повышение гибкости  обменного курса рубля и постепенное  сворачивание антикризисных мер  будут способствовать усилению  роли процентной политики Банка  России в снижении инфляциии инфляционных ожиданий экономических

агентов.

       Процентная политика предполагает  постепенное сужение коридора  процентных ставок по операциям  Банка России для снижения  волатильности ставок денежного  рынка. На уровень ликвидности  и процентные ставки этого  рынка также будут оказывать  существенное влияние дефицит  государственного бюджета, действия  Правительства Российской Федерации  по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования  для его финансирования. Поэтому  эффективность действий Банка  России в области денежно-кредитной  политики в значительной степени  будет зависеть от состояния  государственных финансов, успешности  проведения умеренно-жесткой бюджетной  политики, предусмотренной параметрами  проекта федерального закона  «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

       Преодоление острой фазы кризиса  и восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение  применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

       Финансово-экономический кризис  ярко продемонстрировал, насколько  сильное влияние проблемы в  финансовом секторе оказывают  на состояние практически всех  секторов экономики. С учетом  уроков кризиса и опыта его  преодоления Банк России намерен  содействовать укреплению финансовой  стабильности, в частности повышая  требования к финансовой устойчивости

и к  управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

      Усиление конкуренции потребует  изменения  модели развития  кредитных организаций в направлении  большей диверсификации банковской  деятельности, снижения концентрации  рисков. Одновременно это будет  спо-

собствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

      С целью повышения эффективности  своих действий Банк России  при проведении денежно-кредитной  политики будет учитывать ситуацию  на финансовых рынках, риски, обусловленные  ростом денежных агрегатов, кредитов  и цен на активы. Банк России  будет уделять особое внимание  бо-

лее широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в  области денежно-кредитной политики и банковского регулирования  и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов  в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать  не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического  равновесия.

      В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых ре-

шений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия

решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики. 

3.2. Методы и инструменты  денежно-кредитного  регулирования экономики  в РФ 

3.2.1. Политика минимальных  резервов 

В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

    Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

    Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России.

Наименование Размер  Нормативный акт   
По  обязательствам кредитных организаций  перед банками-нерезидентами в  валюте Российской Федерации и в  иностранной валюте 5,5% Указание  Банка России от 25 марта 2011 года № 1970-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка  России"
По  обязательствам перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации  и иностранной валюте 4,0%
По  иным обязательствам кредитных организаций  в валюте Российской Федерации и  обязательствам в иностранной валюте 4,0%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных  организаций, РЦ ОРЦБ) 0,6 Указание  Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" ("Вестник Банка  России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146)
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 1
Корректировочный  коэффициент 0,2 Указание Банка  России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 "О корректировочном коэффициенте" ("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146)
 

     Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций .

    Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

    Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами .

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

    Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а  следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.

    Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. 

3.2.2. Операции на открытом  рынке 

Быстрое развитие рынка государственных  ценных бумаг в России в 1993—1995 гг. создало предпосылки для активного  использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных  ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление  кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995г. С 1995г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО—ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. — около 82%, а в середине 1997 г. — 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. Ставки рынка ГКО-ОФЗ на 23.05.2008 имели следующие показатели: среднесрочная ставка - 5,54 % годовых, долгосрочная ставка - 6,93 % годовых. Сумма средств в торговой системе ГКО-ОФЗ-ОБР составила 4133,1 млн.руб. на 26.05.08г. 

    С августа 1998г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государственных облигаций из своего портфеля в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.

    В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно проводит депозитные операции с коммерческими банками, во-первых, с использованием системы «Рейтерс-дилинг» с банками, располагающими этой системой, и во-вторых, путем проведения депозитных аукционов.

    В 2007 году произошло изменение схемы размещения ОБР. Вместо продажи долгосрочных ОБР с шестимесячной офертой Банк России начал выпускать краткосрочные облигации со сроком до погашения 7 месяцев и шестимесячным опционом “пут”. Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом 250 млрд. рублей состоялся 15 марта. Как и прежде, размещение ОБР будет проводиться ежеквартально с последующим регулярным доразмещением. При этом аукционы по размещению новых выпусков ОБР будут сопровождаться предложением о досрочном выкупе уже обращающегося выпуска.

     Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за январь—май 2007 года составил 4,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В начале 2007 года кредитные организации и их филиалы активно пользовались также кредитами “овернайт”. Объем предоставленных Банком России кредитов “овернайт” за январь—май увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в 2,1 раза и составил 31,0 млрд. рублей.

Информация о работе Центральный банк РФ: его функции и роль в рыночной экономике