Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований. Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
Введение ...........................................................................................
Основная часть
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ...............................................................
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................
1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ............................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы
Российской Федерации ................................................................
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации ....................
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .......................
2.3. Местные бюджеты .................................................................
2.4. Внебюджетные фонды ..........................................................
2.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация,
проблемы и пути их решения................................................
3. Бюджетный процесс и его стадии ..............................................
3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ..............
3.2. Составление проектов бюджетов .........................................
3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов .............................
3.4. Исполнение бюджетов ..........................................................
3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов
и их утверждение .................................................................
Заключение .......................................................................................
Список литературы ..........................................................................
новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность
Таким
образом, реформирование системы внебюджетных
фондов РФ идет в двух направлениях:
часть внебюджетных фондов утрачивают
свою самостоятельность, их средства включаются
в состав бюджета, а сами фонды
передаются в состав финансовых органов,
вторая часть фондов сохраняет юридическую
самостоятельность, но включается в
состав бюджетной системы Российской
Федерации. Таким образом происходит
процесс централизации
1.5. Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения
Все бюджеты, входящие в бюджетную
систему страны, взаимодействуют в рамках
межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения
между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления, связанные
с формированием и исполнением соответствующих
бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются
на следующих принципах :
Исходя из этих принципов, можно
сказать, что в основе межбюджетных
отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном
смысле теории бюджетного федерализма,
равно как и канонического определения
не существует. Вместе с тем анализ построения
бюджетно-налоговых систем в государствах
федеративного устройства позволяет выделить
следующие положения, которые в совокупности
выражают суть стандартной модели бюджетного
федерализма:
Российская модель бюджетного федерализма
формально строилась в
Для повышения заинтересованности регионов
в наполнении федерального бюджета доходами
должна быть установлена прямая зависимость
получения из федерального центра финансовой
помощи от степени выполнения задания
по мобилизации доходов в федеральный
бюджет.
Федеральный центр должен разработать
и довести до регионов рекомендации по
программам бюджетного оздоровления,
следование которым будет важнейшим условием
выделения финансовой помощи. Основными
параметрами при этом должны стать:
Оздоровлению региональных бюджетов
должно способствовать упорядочение бюджетного
процесса в регионах: обеспечение «прозрачности»
статей бюджета, их соответствие федеральному
классификатору, консолидация в бюджет
региональных внебюджетных фондов, казначейское
исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования
межбюджетных отношений является финансовый
контроль со стороны федерального центра
за правильным и целесообразным расходованием
средств региональных бюджетов. Необходимо
восстановить практику проведения ревизий
исполнения бюджетов субъектов Федерации,
получающих средства из федерального
бюджета по каналам межбюджетных отношений.
Обязательна также оценка потенциала
и степени использования доходной базы
региона, в том числе находящихся в его
собственности и распоряжении природных
ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично
должны декларироваться и расходы, потому
что вполне возможны ситуации, когда регион,
претендующий на финансовую помощь, расточительно
использует свои средства, «живет не по
средствам».
Логическим развитием вышесказанного
может стать требование обязательного
подтверждения соответствующими органами
власти фактической результативности
использования ранее выделенных средств.
Такие официальные подтверждения могли
бы быть дополнительными основаниями
для получения очередной порции средств
поддержки. При этом важно не полное расходование
полученных средств, а именно результативность
их использования для улучшения или стабилизации
в регионе по конкретным параметрам (снижение
уровня бедности, рост числа рабочих мест
и т.д.)9.
Объем и структура финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации
из федерального бюджета в 1992 - 1997 г.г. (в % к ВВП) 8
Индивидуальные согласования |
Единые правила распределения финансовой помощи | ||||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
2011 г. (январь -сентябрь) | ||
Субвенции |
0,79 |
0,69 |
0,42 |
0,12 |
0,12 |
0,04 | |
Трансферты |
0,00 |
0,00 |
0,36 |
0,86 |
0,68 |
0,87 | |
Трансферты за счет НДС |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,31 |
0,36 |
0,34 | |
Средства, переданные по взаимным расчетам |
0,61 |
1,95 |
2,54 |
0,42 |
0,81 |
0,16 | |
Ссуды за вычетом погашения |
0,09 |
0,03 |
0,02 |
0,00 |
0,23 |
0,27 | |
Недоперечислено отчислений из бюджетов субъектов РФ в целевые бюджетные фонды |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,05 |
0,00 | |
Всего |
1,49 |
2,68 |
3,33 |
1,72 |
2,24 |
1,70 |
Переход от индивидуального согласования объемов финансовой помощи регионам к единым правилам ее определения и распределения позволили заменить большую часть дотаций, ранее утверждаемых в абсолютных суммах, трансфертами, исчисляемыми на основе утверждаемых процентных долей субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР). Эти доли определяются по единой для всех регионов формуле, а фактические трансферты перечисляются субъектам РФ исходя из фактически поступивших средств в ФФПР образуемый в составе федерального бюджета по утверждаемому ежегодно проценту отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет.
В составе бюджета 2012 г. впервые выделен раздел “Финансовая помощь бюджетам других уровней”. Общий объем расходов на эти цели составляет 45,6 млрд. руб., из них 39,2 млрд. руб. - ФФПР. Формирование финансовой базы взаимоотношений РФ и субъектов РФ строится по двум каналам: через отчисления от федеральных налогов и прямыми расчетами.
Однако процесс реформирования оказался незавершенным. В распределение ФФПР ежегодно вносились коррективы, которые были непоследовательны и вносили значительную долю субъективизма. Так, отклонения от определенных по методике долей субъектов в ФФПР по бюджету 2011 г. составили в сторону увеличения по 52 регионам, в строну уменьшения - по 29 регионам. При этом количество территорий-доноров сократилось с 12 до 8. Аналогично по закону о бюджете на2012 г. с сокращением были утверждены доли в ФФПР по 37 регионам, с увеличением - по 39, а количество доноров уменьшилось с 16 до 13. Таким образом, острота противоречий по бюджетным вопросам между центром и субъектами РФ, как и последних с органами местного самоуправления, не снижается. Среди причин можно выделить следующие:9
Наряду
с указанными факторами большое
влияние на обострение противоречий
между центром и регионами
оказывает практика принятия федеральных
законов, влекущих увеличение расходов
или снижение доходов бюджетов субъектов
Федерации без определения
Правительством РФ 23.04.12, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:
Следует
также отметить, что принятие нового
Бюджетного кодекса Российской Федерации
названо данной Программой в числе
условий для преодоления
3. Бюджетный процесс и его стадии