Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа
Одним из проявлений экономического кризиса, переживаемого Россией, является кризис неплатежей. Фактическое банкротство значительного числа предприятий делает крайне неустойчивым финансовое положение многих банков и небанковских финансовых учреждений. Ситуация усугубляется несовершенством российского законодательства о банкротстве, а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных предприятий и банков, принятию решений об их санации или банкротстве, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов.
Под банкротством понимается процедура по удовлетворению требований кредиторов и разделу в их пользу имущества должника. Процедура может быть возбуждена судом первой инстанции по требованию основного кредитора либо группы кредиторов. Право распоряжения и управления имуществом должника в этом случае переходит к назначаемому судом управляющему конкурсной массой (имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства), а кредиторы лишаются права на индивидуальные действия и могут добиваться удовлетворения своих требований лишь через суд.
В обязанности управляющего
конкурсной массой входят определение
самой этой массы, ее денежная оценка
и распределение между
Из остального имущества
должника удовлетворяются в первую
очередь требования массовых кредиторов,
а также возмещаются издержки
по осуществлению процедуры
Причины банкротства кредитных учреждений. При изучении причин банкротства банков зарубежные исследователи выделяют внешние и внутренние факторы. К числу внешних относятся следующие: изменение общеэкономической ситуации, утрата банком доверия публики, массовое изъятие вкладов; обострение конкуренции, необоснованные решения органа, осуществляющего надзор за банками; недостаточный контроль с его стороны, вмешательство акционеров в деятельность банка и др.
Внутренние факторы не менее разнообразны и включают в себя некомпетентность руководства банка, недостатки внутрибанковской организации и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов, слабый контроль за заемщиками, нарушение действующих нормативов, личную зависимость от заемщика, обман органа банковского надзора, криминальные манипуляции и др.
Роль и значение этих факторов меняется в зависимости от страны и состояния экономики. Так, в условиях кризисного развития экономики повышается значимость общеэкономических факторов. Существенный вес в отдельные периоды могут иметь колебания конъюнктуры на отдельных рынках. Например, кризис рынка недвижимости в Японии в начале 90-х годов привел к резкому ухудшению состояния японской банковской системы.
Среди внешних причин
некоторые зарубежные исследователи
особо выделяют недостаточно продуманные
решения инстанций, предоставляющих
лицензии на банковскую деятельность.
Так, при предоставлении лицензий на
осуществление операций в тех
регионах, где рынок и клиентура
уже поделены между имеющимися банками
и конкуренция между ними высока,
подобные решения могут в отдельных
случаях создавать предпосылки
будущего банкротства. То же самое происходит,
если лицензии предоставляются банкам,
ориентирующимся в своей
При этом особое значение
имеет ошибочная кредитная
Как подчеркивают зарубежные
специалисты, банковская деятельность
имеет ряд специфических
Таким образом, доверие
образует тот базис, на котором только
и способен функционировать банк
(как и банковская система в
целом). Банки имеют благоприятные
возможности для преодоления
временных платежных
Утрата доверия
к банку резко снижает его
рыночную стоимость, поскольку он в
значительной мере утрачивает возможность
проведения прибыльных активных и пассивных
операций. Привлечение средств требует
повышенных ставок процента в качестве
компенсации за риск. Отток вкладов, кроме
того, побуждает ограничивать активные
операции, в частности приостанавливать
финансирование долгосрочных проектов,
которые вследствие этого быстро падают
в цене. Потенциальные покупатели ликвидируемых
активов приобретают их не по полной, а
по существенно заниженной цене. Американский
экономист Джеймс, проанализировав причины
банкротств банков в США за 1985 - 1988 годы,
пришел к выводу, что "издержки банкротств"
банков (разница между балансовой и рыночной
стоимостью банка на момент ликвидации)
составили в среднем 30 процентов, что значительно
выше, чем при банкротстве предприятий
других отраслей. Характерное для финансовой
сферы взаимопереплетение капиталов в
случае банкротства одного кредитного
учреждения ставит под удар другие банки
и предприятия, вызывая "цепную реакцию"
банкротств. Вероятны и серьезные нарушения
системы расчетов - при этом сбой в одном
из звеньев может легко распространиться
на всю систему.
О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ-
И БАНКОВ ЗА РУБЕЖОМ*
Варианты вмешательства
в деятельность банков при угрозе
их банкротства Исключительно
Формы обеспечения этой устойчивости определялись большим числом факторов, в том числе характером и остротой возникших проблем, особенностями законодательства, политической и экономической ситуацией в стране и т.п.
Однако во всех случаях власти сталкивались с тремя основными вопросами: как избежать спонтанной "цепной реакции" рынка; как обеспечить оздоровление балансов и деятельности кредитных учреждений; и наконец, как избежать повторения кризисных явлений в банковской сфере.
Для преодоления спонтанной реакции рынка исключительно важное значение имеет своевременное распознание возникающих проблем и быстрые, решительные действия.
Это, в свою очередь,
требует наличия
Ключевым элементом информационных систем является получение от банков необходимой статистики и ее оценка. В некоторых странах (например, в США) важное значение придается публикации отчетности банков. При этом предполагается, что на основе предоставленной информации рынок сам произведет оценку финансового состояния банков. В других странах (Япония, Скандинавские государства) требования к отчетности сравнительно ниже, что предполагает более активную роль органов надзора в оценке положения в банковской системе.
Зарубежная практика
знает немало случаев чисто "административного"
вмешательства в деятельность банков
при угрозе их банкротства. В кризисных
ситуациях применялись такие, например,
меры, как закрытие банков на определенный
срок, назначение надзорным органом
"кризисного управляющего" и др.
В то же время, как показала практика,
вмешательство в деятельность банков
требует, как правило, соответствующих
финансовых средств, одним из источников
которых являются системы депозитного
страхования (СДС), создаваемые самими
банками. Такого рода системы существуют
сейчас практически во всех развитых
странах мира, однако при возникновении
острых проблем средства таких фондов
могут оказаться
Практика выработала несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.
Стратегия выжидания действует в том случае, если есть основания полагать, что затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США непосредственно после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась предоставлением надзорными органами некоторых льгот банкам (например, изменение в их пользу предписаний по учету убытков).
Подобные действия,
как отмечают зарубежные исследователи,
ведут при определенных условиях
к положительным результатам, однако
успех зависит от внешних обстоятельств,
находящихся обычно вне сферы
контроля государства и надзорных
органов. Кроме того, ослабление правил
надзора может спровоцировать проведение
чрезмерно рискованных
Ликвидация (продажа
кредитного учреждения по частям) применяется
сравнительно редко, так как разделение
банка приводит к разрушению сложившихся
отношений с клиентурой и потому
связано со значительными потерями.
Поскольку значение этого фактора
возрастает с ростом размеров банка,
данная мера обычно применяется в
отношении небольших кредитных
институтов. В Японии и Скандинавских
странах она использовалась почти
исключительно по отношению к
небанковским финансовым компаниям, в
США - к сберегательным кассам. Реструктуризация
баланса (санация) предполагает прямое
или косвенное увеличение капитала.
В Германии и Швейцарии существует
практика, когда надзорный орган
путем ужесточения контроля, а
также мер "морального воздействия"
побуждает акционеров и собственников
к предоставлению дополнительного
капитала. Тем самым акционеры
подают публике сигнал, что они
уверены в жизнеспособности и
будущей рентабельности банка. Отказ
акционеров от соответствующих действий
может рассматриваться в
Президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей (что также обычно предполагает увеличение капитала, замену руководства и т. п.) или прибегнуть к поддержке других банков, что может в конечном счете означать слияние и поглощение.
В Скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых "инъекций", либо в форме предоставления гарантий.
Информация о работе Банкротство банков и заемщиков за рубежом