Банковский надзор: характеристика, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор - это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.
В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка или министерства финансов.
В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки.

Работа содержит 1 файл

Надзор.doc

— 105.50 Кб (Скачать)
  • соответствующими надзорными подразделениями Национального банка;
  • внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);
  • внешним    аудитом   (аудиторскими    организациями,   осуществляющими независимый аудит);
  • собственниками.

 

Базельский комитет является надзорным органом, создан управляющими банков десяти промышленно развитых европейских стран в 1975 г. Он состоит из представителей банков, надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Комитет заседает в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), где размещается его Секретариат.

Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет  функции международного методологического  центра по регулированию и надзору за банками.

 

За Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:

— наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно   осуществлять   надзор   за   банками   на   местах,   используя   свою инфраструктуру и подготовленные кадры;

  • возможностью сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
  • возможностью     использовать     получаемую     Национальным     банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
  • большим    историческим    опытом    банковского    надзора    со    стороны центральных банков других государств;

— связью с международными организациями в области надзора. 

Организация банковского  надзора

В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам. Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – банки), осуществление дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизации и ликвидации банков, а также макропруденциальный надзор, предусматривающий мониторинг состояния банковского сектора в целом.

Стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • формирование банками эффективных внутренних систем управления, включая системы корпоративного управления и управления рисками деятельности;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности и ликвидности банков;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.

Используемая

в ходе инспекций банков система

оценки их надежности и устойчи-

вости разработана на основе аме-

риканской системы рейтинговой

оценки банков CAMELS. Основ-

ным отличием белорусской систе-

мы оценки от CAMELS является

больший акцент на качественные

оценки компонентов надежности

и устойчивости банка.

 

 

CAMELS — американская рейтинговая  система оценки банков США, созданная в 1978 году Федеральной резервной системой и федеральными агентствами Office of the Comptroller of the Currency (OCC) и Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC).

 

Первоначально рейтинг назывался CAMEL (англ. camel — верблюд), позже был добавлен компонент S (чувствительность к риску).

 

CAMELS-рейтинг использовался во  время мирового финансового кризиса  для отбора банков, которые попали  под программу спасения финансовой  системы США.

[править]

Показатель CAMELS

 

Показатель CAMELS представляет собой оценку, выставляемую каждому банку на основе документов, поступающих в агентства банковского надзора[1]. Оценка считается как наиболее часто встречающаяся из всех оценок. Наилучшая оценка — 1, худшая — 5.

 

Рейтинг CAMELS используется для  внутренних целей, и не публикуется, чтобы не вызвать бегства из банков (bank run) с худшими показателями (и бегства капитала из страны).[2]

 

Аббревиатура CAMELS (первоначально CAMEL) происходит от первых букв проверяемых  компонент:

(C) — Capital adequacy, или достаточность капитала;

(A) — Asset quality, или качество активов;

(M) — Management, или качество управления;

(E) — Earnings, или доходность;

(L) — Liquidity, или ликвидность;

(S) — Sensitivity to risk, или чувствительность  к риску.

 

 

 

Этапы банковского надзора

 

1. Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности

Национальный банк вправе отказать в регистрации банка в следующих  случаях: на момент проведения государственной  регистрации уставный фонд банка  не сформирован полностью, несоответствие учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации.

 

Национальный банк Республики Беларусь выдает со свидетельством о государственной  регистрации банка лицензию на осуществление  банковской деятельности с указанием  в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Банкам могут быть выданы следующие  виды лицензий: 

  • общая лицензия на осуществление банковских операций;
  • внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;
  • генеральная лицензия на осуществление валютных операций;
  • лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;
  • лицензия на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты;
  • разовая лицензия на осуществление отдельных операций.

На стадии лицензирования банковской деятельности обеспечивается контроль над законностью происхождения капитала, поступающего в банковскую систему, за квалификацией руководителей исполнительных органов банков.

 

На основе общей лицензии банк имеет право проводить следующие операции в национальной денежной единице:

  • привлечение средств юридических лиц во вклады и на депозиты;
  • предоставление кредитов от своего имени за счет привлеченных средств, включая финансовый лизинг расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, инкассация наличных денег и перевозка ценностей управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств.

 

С целью приобретения права совершать  операции, разрешенные общей 
лицензией, но в иностранной валюте банк должен получить внутреннюю лицензию на осуществление валютных операций. Данная лицензия распространяется на операции в иностранной валюте, совершаемые только на территории Республики Беларусь.

Для возможности совершения валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами  банку необходимо получить генеральную лицензию на осуществление валютных операций.

При наличии генеральной лицензии на осуществление валютных операций или одновременно с ее получением банк может получить лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Данная лицензия дает право банку совершать такие операции, как

  • ответственное хранение драгоценных металлов,
  • кредитование под их залог совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов от своего имени, а также от имени и за счет средств клиентов (депозитные операции).

Очевидно, что проведение этих операций сопряжено с высоким риском и  требует большой предварительной подготовки. Поэтому лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами банки могут получить только по истечении трех лет своей деятельности. Обязательным условием для получения лицензии является устойчивое финансовое положение банка и наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

Следует отметить, что еще до выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами специалистам, которые будут осуществлять эти операции, необходимо пройти обучение в учреждениях, имеющих соответствующие полномочия и тестирование в Национальном банке. Тестирование должны пройти и должностные лица банка, курирующие эти структурные подразделения.

 

 

По истечении двух лет с момента  регистрации в Национальном банке  Республики Беларусь коммерческий банк имеет право получить лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты (в белорусских рублях и иностранной валюте). Обязательным условием для получения указанной лицензии является устойчивое финансовое положение банка, т.е. банк должен выполнять установленные Национальным банком экономические нормативы соблюдать требования по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, работать без убытков и не иметь задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в течение последних шести месяцев.

 

2. Контроль соблюдения системы экономических нормативов

Контроль соблюдения банками экономических нормативов осуществляется на основании отчетности, представляемой банками в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, а также в ходе проверок банков.

 

 

 

Перечень обязательных экономических  нормативов

 

 

    1. минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
    2. предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда;
    3. минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;
    4. нормативы ликвидности банка;
    5. нормативы достаточности нормативного капитала банка;
    6. нормативы ограничения кредитных рисков;
    7. нормативы ограничения валютного риска;
    8. нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;

иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

 

 

Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка по трем основным факторам - суммам, срокам и стоимости.

В целях поддержания ликвидности  банк должен иметь определенную сумму  высоколиквидных активов, которые  могут быть немедленно направлены на выплату обязательств, постоянно анализировать денежные потоки и соответствие активов и пассивов по временному диапазону, при необходимости привлекать средства на межбанковском рынке.[8]

 

В целях контроля состояния ликвидности  банка устанавливаются нормативы:

Минимально допустимое значение

мгновенная ликвидность

20%

текущая ликвидность;

70%

краткосрочная ликвидность;

1 месяц

минимальное соотношение высоколиквидных  и суммарных активов.

10%


 

Мгновенная   ликвидность   характеризует   соотношение   балансовой   суммы активов до востребования и пассивов (обязательств) до востребования и с просроченными сроками.

Текущая ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов с оставшимся сроком погашения до 1 месяца, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до I месяца, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы)

При расчете мгновенной и текущей  ликвидности активы и пассивы  включаются в сумме по балансу  без учета соответственно степени ликвидности и риска одновременного слияния. При оценке сроков погашения активов и возврата пассивов в случае отсутствия четко определенных сроков применяют принцип консервативности: сумма таких активов в расчете мгновенной и текущей ликвидности не участвует, сумма пассивов относится к обязательствам до востребования.

Информация о работе Банковский надзор: характеристика, виды