Банковский маркетинг и его значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы является рассмотрение и изучение теоретических и практических сторон банковского маркетинга и его значения.
Исходя из целей, были поставлены ряд задач:
Изучить основную литературу, имеющуюся по данной теме исследования;
Исследовать теоретические основы банковского маркетинга;
Изучить особенности маркетинга и банковских услуг в коммерческих банках;
Исследовать фактор стимулирования продаж в банковском маркетинге;
Исследовать эффективность применения банковского маркетинга на примере Акционерного-Коммерческого-Сберегательного-банка.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга и его значение
на современном этапе развития …………………. .………………..5
Глава 2. Исследование практического применения банковского
маркетинга на примере Акционерного Коммерческого
Сберегательного банка……………………………………………….15
Заключение……. ………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы………………

Работа содержит 1 файл

дкб.doc

— 138.50 Кб (Скачать)
 

     РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

    Филиал  в г. Заводоуковске 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

На тему: «Банковский маркетинг и его значение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                           Выполнил:

Студент 2 курса ОЗО

Специальность «ФиК»

Группа 1292

Власова О.С.

                                                                                          Проверил:

                                                                                                           Смирнова Г.И. 
 

Заводоуковск, 2011

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга и его значение

               на современном этапе развития  …………………. .………………..5                         

Глава 2. Исследование практического применения банковского

              маркетинга на примере Акционерного Коммерческого

              Сберегательного банка……………………………………………….15   

Заключение……. ………………………………………………………………..26

Список использованных источников и литературы…………………………..27      

Введение

 

     Создание  и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка, кадровая политика и другое.

     Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка [3.12.; 78с.].

     Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены  спецификой банковской продукции.

     Банковская продукция – это любая услуга или операция, совершенная банком [3.2.; 281с.].

     Актуальность  темы исследования, заключается в  том, что реализация товаров и услуг – важнейшая задача в деятельности любого банка, работающего в условиях рынка, что в свою очередь достигается за счет эффективно организованного банковского маркетинга. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентов, расширение сферы сбыта своих услуг и завоевание рынка, рост получаемой прибыли.

       Каждый банковский работник и специалист должен знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе. Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий набор банковских услуг. А также банки  должны искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг.

     Целями  данной курсовой работы является рассмотрение и изучение теоретических и практических сторон банковского маркетинга  и его значения.

       Исходя из целей, были поставлены  ряд задач:

  1. Изучить основную литературу, имеющуюся по данной теме исследования;
  2. Исследовать теоретические основы банковского маркетинга;
  3. Изучить особенности маркетинга и банковских услуг в коммерческих банках;
  4. Исследовать фактор стимулирования продаж в банковском маркетинге;
  5. Исследовать эффективность применения банковского маркетинга на примере  Акционерного-Коммерческого-Сберегательного-банка.

     Маркетинг в банке – это его стратегия, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев. Всех, чья работа может повлиять на клиента. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает переориентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Поэтому необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и потребностей потребителей банковских услуг[3.15.; 147с]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы банковского  маркетинга и его значение

на  современном этапе  развития 

     Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка [3.12.; 78с.].

     Банковский  маркетинг - это поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов[3.15.; 148с].

     В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов – крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц.

     Одна  из целей банковского маркетинга – постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах банковские услуги потребляют около 80% домашних хозяйств. В России эта цифра тоже может быть достаточно велика, но она складывается в основном только за счет привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до востребования в Сбербанке России.

     Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк [3.3.; 138с.].

     Стоит обратить внимание на качество и разнообразие предлагаемых банками услуг: используются  чековые книжки, кредитные и расчетные карты, долгосрочные банковские кредиты, срочные ссуды на покупку дома или автомобиля, аренда сейфов для хранения драгоценностей, доверительное управление активами клиентов и многое-многое другое.

     В банках все больше применяется интегрированный  маркетинг, целью которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного маркетинга заключается в том, что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений, государства, населения. Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений.

     Цели  банка в этих двух сферах различны: в первой – привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а во второй – направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить кредит в установленные сроки.

     Еще одной особенностью банковского  маркетинга является то, что он объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на другие банки, а некоторые - на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов банка происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но не стоит делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода.

     В конечном же счете банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.

     Банковский  маркетинг представляет особую отрасль  маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Маркетинг лежит в основе работы всех подразделений банка, что способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности.

     Банковская  продукция обусловила постановку специфичных  задач, в рамках которых должна осуществляться маркетинговая деятельность банка:

     1. Обеспечение рентабельной работы  банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка;

     2. Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержания общественного имиджа банка;

     3. Максимальное удовлетворение запросов  клиентов по объему, структуре  и качеству услуг, оказываемых банкам;

     4. Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка;

     Эти задачи решаются, опираясь на комплексную  работу персонала в следующих  основных областях: изучении рынка банковских услуг, управлении активами и пассивами, управление ценными бумагами, формировании стратегии, политике ценообразования, организационной структуре, обслуживании клиентов и рекламе, контроле за работой.

     От  того, насколько успешно будут решаться эти вопросы (как в целом, так и по отдельности) и будет зависеть успешная работа банка. Это подтверждается как российской, так и международной практикой [3.9.; 431с.].

     В рамках маркетинга в банке реализуются  следующие принципы:

  1. Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей;
  2. Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая информация, планирование, организация и контроль);
  3. Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга;
  4. Разностороннее и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка;
  5. Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации;
  6. Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка [3.6.; 135с.].

     Основными задачами банковского маркетинга можно назвать:

  1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка;
  2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка;
  3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений;
  4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований;
  5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации [3.11.; 437с.].

     В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг.

     Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным операциям. Следовательно, банковский маркетинг является маркетингом в сфере услуг. Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и предприятий. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе необходимый уровень прибыли.

Информация о работе Банковский маркетинг и его значение