Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является рассмотрение и изучение теоретических и практических сторон банковского маркетинга и его значения.
Исходя из целей, были поставлены ряд задач:
Изучить основную литературу, имеющуюся по данной теме исследования;
Исследовать теоретические основы банковского маркетинга;
Изучить особенности маркетинга и банковских услуг в коммерческих банках;
Исследовать фактор стимулирования продаж в банковском маркетинге;
Исследовать эффективность применения банковского маркетинга на примере Акционерного-Коммерческого-Сберегательного-банка.
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга и его значение
на современном этапе развития …………………. .………………..5
Глава 2. Исследование практического применения банковского
маркетинга на примере Акционерного Коммерческого
Сберегательного банка……………………………………………….15
Заключение……. ………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы………………
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
в г. Заводоуковске
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
На тему:
«Банковский маркетинг и его значение»
Студент 2 курса ОЗО
Специальность «ФиК»
Группа 1292
Власова О.С.
Заводоуковск, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга и его значение
на современном этапе развития
…………………. .………………..5
Глава 2. Исследование практического применения банковского
маркетинга на примере
Сберегательного банка………………………
Заключение……. …………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………………..27
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка, кадровая политика и другое.
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка [3.12.; 78с.].
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены спецификой банковской продукции.
Банковская продукция – это любая услуга или операция, совершенная банком [3.2.; 281с.].
Актуальность темы исследования, заключается в том, что реализация товаров и услуг – важнейшая задача в деятельности любого банка, работающего в условиях рынка, что в свою очередь достигается за счет эффективно организованного банковского маркетинга. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентов, расширение сферы сбыта своих услуг и завоевание рынка, рост получаемой прибыли.
Каждый банковский работник и специалист должен знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе. Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий набор банковских услуг. А также банки должны искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг.
Целями данной курсовой работы является рассмотрение и изучение теоретических и практических сторон банковского маркетинга и его значения.
Исходя из целей, были
Маркетинг
в банке – это его стратегия, требующая
тщательной подготовки, глубокого и всестороннего
анализа, активной работы всех подразделений
банка от руководителей до низовых звеньев.
Всех, чья работа может повлиять на клиента.
Маркетинговый подход в организации деятельности
предполагает переориентацию банка со
своего продукта на потребности клиента.
Поэтому необходимо тщательное изучение
рынка, анализ изменяющихся вкусов и потребностей
потребителей банковских услуг[3.15.; 147с].
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга и его значение
на
современном этапе
развития
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка [3.12.; 78с.].
Банковский маркетинг - это поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов[3.15.; 148с].
В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов – крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц.
Одна из целей банковского маркетинга – постоянное привлечение новых клиентов. В развитых странах банковские услуги потребляют около 80% домашних хозяйств. В России эта цифра тоже может быть достаточно велика, но она складывается в основном только за счет привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до востребования в Сбербанке России.
Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк [3.3.; 138с.].
Стоит обратить внимание на качество и разнообразие предлагаемых банками услуг: используются чековые книжки, кредитные и расчетные карты, долгосрочные банковские кредиты, срочные ссуды на покупку дома или автомобиля, аренда сейфов для хранения драгоценностей, доверительное управление активами клиентов и многое-многое другое.
В банках все больше применяется интегрированный маркетинг, целью которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного маркетинга заключается в том, что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений, государства, населения. Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений.
Цели банка в этих двух сферах различны: в первой – привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а во второй – направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить кредит в установленные сроки.
Еще одной особенностью банковского маркетинга является то, что он объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на другие банки, а некоторые - на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов банка происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но не стоит делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода.
В конечном же счете банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.
Банковский маркетинг представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Маркетинг лежит в основе работы всех подразделений банка, что способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности.
Банковская продукция обусловила постановку специфичных задач, в рамках которых должна осуществляться маркетинговая деятельность банка:
1.
Обеспечение рентабельной
2. Гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержания общественного имиджа банка;
3.
Максимальное удовлетворение
4.
Комплексное решение
Эти задачи решаются, опираясь на комплексную работу персонала в следующих основных областях: изучении рынка банковских услуг, управлении активами и пассивами, управление ценными бумагами, формировании стратегии, политике ценообразования, организационной структуре, обслуживании клиентов и рекламе, контроле за работой.
От того, насколько успешно будут решаться эти вопросы (как в целом, так и по отдельности) и будет зависеть успешная работа банка. Это подтверждается как российской, так и международной практикой [3.9.; 431с.].
В рамках маркетинга в банке реализуются следующие принципы:
Основными задачами банковского маркетинга можно назвать:
В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг.
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным операциям. Следовательно, банковский маркетинг является маркетингом в сфере услуг. Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и предприятий. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе необходимый уровень прибыли.