Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Цепью курсовой работы является изучение основ, подходов и рекомендаций к организации и функционированию внутрибанковского контроля как системы, а также изучение типового методического обеспечения деятельности службы внутреннего контроля и системы критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы контроля в банковском секторе экономики, определить этапы его осуществления;
- рассмотреть внутрибанковский контроль как систему взаимосвязанных элементов с выделением субъектов, объектов, целей, задач системы, принципов внутреннего контроля, которые необходимо классифицировать в соответствии с их целевой направленностью, форм, контрольных процедур и организационной структуры внутреннего контроля;
- изучить методические основы деятельности служб внутреннего контроля в банках и предложить типовое методическое обеспечение, включая методику планирования контрольной работы, методику проведения контрольной деятельности, методику документирования результатов контрольной работы и использования этих результатов в деятельности банка;
Введение.........................................................................................................3
1. Теоретические основы внутреннего контроля в банках........................6
1.1. Банковский контроль: понятие, виды………………………...………6
1.2. Внутрибанковский контроль как элемент системы банковского контроля... ………………………………………………………………………...9
1.3. Процесс осуществления внутреннего контроля и его этапы.....................................................................................................................13
2. Организационные основы внутрибанковского контроля....................17
3. Оценка эффективности работы внутреннего контроля в банке на примере ЗАО «Банк Русский стандарт»………………………………………..24
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» ……………………………………24
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке ЗАО «Русский Стандарт»………………………………………………………………………...32
Заключение...............................................................................................34
Список использованной литературы…………………………………….38
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке
Для того чтобы система внутреннего контроля стала эффективной, нужно её постоянно совершенствовать. Пути совершенствования можно выделить следующие: периодически пересматривать документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля, утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков, создавать необходимую инфраструктура, позволяющую обеспечить эффективность контроля, создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации, проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля.
1. Утверждать и периодически пересматривать владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля:
- устанавливать основные виды деятельности организации;
- идентифицировать основные неотъемлемые риски, связанные с основными видами деятельности;
- устанавливать приемлемые уровни риска, который может (должен) принимать на себя кредитная организация и её подразделения для достижения поставленных целей;
- определять основные методы контроля и структуру контроля, не позволяющие превысить установленные уровни риска.
2. Утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков:
- проводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
- утверждать организационную структуру и распределение полномочий;
- разрабатывать необходимые процедуры и процессы, направленные на выявление, отслеживание изменений и контроля за рисками;
- планировать и контролировать деятельность по мониторингу эффективности системы внутреннего контроля;
- создавать контрольную среду, которая выражает и демонстрирует персоналу всех уровней важность внутреннего контроля и соблюдения этических норм.
3. Создавать необходимую инфраструктуру, позволяющую обеспечить эффективность контролей:
- процедуры контроля реализовать на всех уровнях управления;
- осуществлять периодические проверки обеспечения соответствия всех областей деятельности установленным политикам и процедурам;
- обеспечивать встроенность мероприятий контроля в ежедневные операции;
- обеспечивать разделение обязанностей и отсутствие конфликтов интересов при выполнении персоналом своих обязанностей;
- обеспечивать адекватность, полноту и достоверность внешних рыночных данных о событиях, которые могут повлиять на принятие решений;
- обеспечивать адекватность, полноту и достоверность финансовой и управленческой отчетности;
- обеспечивать соответствие операций действующему законодательству.
4. Создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации:
- весь персонал предупреждать о существующих политиках и процедурах, касающихся их обязанностей и ответственности;
- обеспечивать адресацию и быстроту доведения необходимой информацией до соответствующего персонала;
- обеспечивать соответствие уровня информационных систем и всех видов деятельности организации;
- обеспечивать безопасность информационных систем, осуществлять их периодическую проверку.
5. Проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля:
- проводить на ежедневной основе мониторинг наиболее рискованных операций;
- проводить оценку влияния на операции организации каждого вида риска по отдельности, и всеобъемлющую оценку риска с учетом существующих методов и мер контроля;
- обеспечить проведение эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля независимыми в функциональном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками;
- обеспечить своевременное доведение информации о недостатках внутреннего контроля до управляющих соответствующего уровня и ее правильная адресация;
- обеспечить доведение до менеджмента и Совета директоров информации о существенных недостатках внутреннего контроля и оценка ее эффективности.
Таким образом, при определении эффективности и адекватности системы внутреннего контроля должны в первую очередь учитываться не конкретные формы, методы и технологии контроля, не количество людей, занятых контролем, количество проведенных ими проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и владельцев предприятия, направленные на встраивание внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия.
Заключение
В ходе исследования данной темы поставленные цели и задачи были выполнены. Не раз было упомянуто о том, что проблематика, описанная в работе, всегда является актуальной, а особенно в период мирового кризиса. В такой ситуации, оценивая будущую платежеспособность клиента, смотрят на его стратегию выживания, на отражение в отчетности реальных и потенциальных рисков, на способность менеджмента доказать, что он может этими рисками управлять или предотвратить их возникновение, о совместных усилиях в анализе проблем и поиске их оптимальных решений. Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. В свою очередь, можно сделать выводы, что в самом банке совершенствование службы внутреннего контроля обеспечивает эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей, информационную безопасность, а также соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации. С развитием образования, торговли и производства банковское дело совершенствовалось, расширялись функции банков и усложнялись банковские технологии. Пережитые банковские кризисы разным странам показывали, что в банки не могут осуществлять свою деятельность без усиленного, постоянно совершенствованного внутреннего контроля.
В связи с эволюцией банковского дела внутрибанковский контроль стал разграничиваться на 2 понятия: «внутренний аудит» и «внутренний контроль». Внутренний контроль представляет собой периодический мониторинг внедренных процедур контроля, взаимодействия с подразделениями по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля, документирование ключевых бизнес-процессов, оценка рисков и внедрение процедур внутреннего контроля. Внутренний аудит основан на проведение внутренних аудиторских проверок и информирование совета директоров (комитета по аудиту) и исполнительного руководства об обнаруженных существенных рисках и проблемах контроля, содействует в разработке планов мероприятий по совершенствованию системы контроля и системы управления рисками, координирует деятельность с внешним аудитором с целью сокращения общих расходов на аудит. При таких разных направлениях внутренний контроль и внутренний аудит объединяет конечная цель - увеличение стоимости банка. Эта цель достигается через эффективное использование имеющихся у компании ресурсов. Поэтому российские банки, которые уделяют серьезное внимание вопросам внутреннего контроля и аудита, имеют конкурентные преимущества, становятся все более привлекательными, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями.
Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности банка) факторов, оказывающих воздействие на деятельность банка в порядке, установленном внутренними документами банка, регулирующими порядок оценки основных рисков. В период мирового кризиса нужно контролировать также дополнительные риски, основанные на конфликте интересов.
Исследование места и роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль объективно необходим на всех стадиях и уровнях управления и должен реализовываться, прежде всего, в ходе процесса управления непосредственно самими структурными подразделениями банка. Вместе с тем, уровень внутреннего контроля, осуществляемого самими подразделениями банка, по ряду объективных и субъективных причин достаточным в полной мере быть не может, прежде всего, исходя из следующих обстоятельств. Во-первых, менеджеры не всегда досконально владеют всеми тонкостями технологии и организации проведения комплекса совершаемых в конкретных подразделениях банка операций, поскольку на те или иные участки работы нередко назначаются руководители, которые ранее не были в полной мере знакомы со спецификой работы этих подразделений. С другой стороны, динамичность развития банковских продуктов, а также оперативная текучка приводят зачастую к тому, что даже опытные менеджеры утрачивают знание всех тонкостей технологии и организации работ в руководимых ими подразделениях. Во-вторых, реализация контрольных функций менеджерами на их участках работ вскрывает недостатки и упущения в их непосредственной деятельности, что сказывается на оценке качества управления, а значит и на оценке результатов их труда. В-третьих, даже при качественной постановке внутреннего контроля в отдельных подразделениях банка необходимо дополнительно производить стороннюю оценку состояния внутреннего контроля в целом, и делать это нужно независимыми от данных подразделений, высоко квалифицированными специалистами. Применительно к банку такие специалисты должны быть в составе указанных специализированных служб, осуществляющих контрольные функции.
В ходе исследования можно сделать выводы, что система внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» представляет собой по вертикали как трехуровневая система подчиненности, это обусловлено системой построения самого банка. Головному офису подведомственны региональные центры (филиалы), а региональным центрам (филиалам) починяются региональные представительства (операционные офисы, отделения). Рассматривая систему по горизонтали, можно сделать вывод, что в ЗАО «Банк Русский Стандарт» внутренний контроль ведется по следующим направлениям текущий и последующий контроль, контроль за качеством, контроль в работе регионов, правовая поддержка, контроль кассовой работы, анализ и контроль рисков.
Системы внутреннего контроля и деятельность коммерческого банка, в целом, можно будет признать эффективной только тогда, когда будут утверждены и периодически пересматриваться владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающий стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля, будет проведена идентификация, оценка и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками), будет создана необходимая инфраструктура, позволяющая обеспечить эффективность контроля, созданы эффективные и безопасные каналы доведения информации, проведения независимого мониторинга эффективности системы внутреннего контроля.
Список использованной литературы
1. Законы, постановления, нормативные акты
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Ангапова О. Д. Внутренний контроль в коммерческом банке. - М: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1998, - 80 с.
4. Андреев В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М: Экономика, 1994, - 366 с.
5. Антикризисный менеджмент/Под ред. проф. Грязновой А. Г.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999, - 368 с.
6. Арсланбеков-Федоров А. А. Служба внутреннего контроля банка: организация и функционирование // Банковское дело. 2002, № 1. 17.
7. Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г. Л. Белоглазовой, Я. П. Кроливецкой, Е. А. Лебедева. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 352 с.
8. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой. - М: Экономика, 1994.
9. Банковское дело: стратегическое руководство. - М.: Издательство Консалтбанкир, 1998, - 432 с.
10. Барнгольц С. Б., Мельник М. Б. Банковский аудит и его место в системе государственного надзора// Бухгалтерия и банки. 2001. № 3. 4.
11. Бурцев В. В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты // Аудиторские ведомости. 2002. № 8. 41.
12. Володин С. И. Внутренний аудит операций коммерческого кредитования филиалов коммерческих банков // Бухгалтерия и банки. 2001. № 11. 18.
13. Котова О. В. Проблемы организации службы внутреннего контроля в коммерческом банке // Банковское дело. 1998. №4. 21.
14. Лотобаева Г. Г., Сидоренко СЮ. Классификация видов внутреннего контроля в 1дэедитной организации // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. 2002. № 10. 82.
15. Молотков О. Б. Внутрибанковский контроль и инвентаризация основных средств // Финансы и кредит. 1997. №12(36).
16. Молчанов А. Б. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М: Финансы и статистика, 1996.
17. Москвин В. А. Внутренний контроль в банках: анализ вводимой системы // Деньги и кредит. 1997. №10. С 28.
18. Москвин В. А. Принципы организации системы внутреннего контроля в коммерческом банке//Банковское дело. 1998. № 12. 28.
19. Ольхова Р. Г. Система внутреннего контроля коммерческого банка / Бизнес и банки. 2000.№31(509).С.4.
20. Туманова В.Т. Внутренний контроль в кредитных организациях-участниках финансовых рынков. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1999, - 38 с.
21. Щербаков В. В. Внутренний контроль в коммерческом банке: оценка достаточности информационной базы//Аудиторские ведомости. 2001. №9.С.14.
2