Банковский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цепью курсовой работы является изучение основ, подходов и рекомендаций к организации и функционированию внутрибанковского контроля как системы, а также изучение типового методического обеспечения деятельности службы внутреннего контроля и системы критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы контроля в банковском секторе экономики, определить этапы его осуществления;
- рассмотреть внутрибанковский контроль как систему взаимосвязанных элементов с выделением субъектов, объектов, целей, задач системы, принципов внутреннего контроля, которые необходимо классифицировать в соответствии с их целевой направленностью, форм, контрольных процедур и организационной структуры внутреннего контроля;
- изучить методические основы деятельности служб внутреннего контроля в банках и предложить типовое методическое обеспечение, включая методику планирования контрольной работы, методику проведения контрольной деятельности, методику документирования результатов контрольной работы и использования этих результатов в деятельности банка;

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1. Теоретические основы внутреннего контроля в банках........................6
1.1. Банковский контроль: понятие, виды………………………...………6
1.2. Внутрибанковский контроль как элемент системы банковского контроля... ………………………………………………………………………...9
1.3. Процесс осуществления внутреннего контроля и его этапы.....................................................................................................................13
2. Организационные основы внутрибанковского контроля....................17
3. Оценка эффективности работы внутреннего контроля в банке на примере ЗАО «Банк Русский стандарт»………………………………………..24
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» ……………………………………24
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке ЗАО «Русский Стандарт»………………………………………………………………………...32
Заключение...............................................................................................34
Список использованной литературы…………………………………….38

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Наличие законодательной базы, практика повседневной работы по осуществлению контроля за рисками банковской деятельности привели российские банки в процессе их становления и развития к осознанию необходимости создания (в той или иной форме) систем внутреннего аудита, Однако, банки не имели четких формализованных ориентиров при формировании таких систем, а инспекторы Центрального банка РФ, проверяя тот или иной банк, не располагали нормативно закрепленными критериями для оценки эффективности внутрибанковского контроля. Это послужило основанием для принятия Центральным банком РФ 28 августа 1997 г. Положения об организации внутреннего контроля в банках № 509. В развитие этого документа 7 июля 1999 г. вышли Указания Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» № 603-У и «О порядке аттестации компаний-контролеров кредитных организаций» № 604-У. В соответствии с этим Положением определялись цели и задачи внутреннего аудита, функции, права и обязанности соответствующей службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, подходы к оценке Банком России состояния внутреннего контроля в банках.

Основной целью внутреннего банковского аудита является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путем контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности и устойчивости банка. Отсюда вытекают и основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:

- проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

- определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

- выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

- проверку сохранности активов банка;

- проверку правильности отражения операций банка в учете;

- контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;

- эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.

Таким образом, основной задачей внутреннего банковского аудита является минимизация рисков банковской деятельности. Внутренний аудит организационно может быть представлен как структурное подразделение банка. Эта служба имеет особый статус. Она действует на основании устава банка и положения о службе внутреннего аудита. Для успешного решения поставленных перед ней задач служба внутреннего аудита должна обладать достаточно широкими полномочиями. Она должна иметь право:

- доступа к работе со всеми документами банка;

- давать оценку соответствия действий и операций, осуществляемых его сотрудниками, действующим нормативно-правовым и внутрибанковским требованиям;

- привлечения к работе сотрудников структурных подразделений банка и т. д.

Одновременно на службу внутреннего аудита возлагаются определенные обязанности:

1) осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности;

2) разработка рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений и осуществление контроля за их исполнением;

3) своевременное информирование руководства банка о превышения допустимых норм риска, о фактических и возможных нарушениях и др.

Служба внутреннего может быть подчинена непосредственно руководителю банка или его учредителю. Ее работа должна строиться по специально утвержденным правлением банка планам, в которых обязательно предусматривается проведение проверок филиалов, отделений и подразделений коммерческого банка. Планы проверок должны содержать конкретный перечень подлежащих проверке банковских операций. Основными разделами программ проверок, проводимых службой внутреннего аудита, могут быть следующие:

- законность образования банка;

- своевременность и правильность формирования уставного капитала, резервного и других фондов банка, законность их формирования;

- подтверждение достоверности и правильности отражения в учете и отчетности денежных средств, счетов и депозитов в банках и других кредитных учреждениях, депозитов клиентов;

- законность проведения и достоверность отражения в учете и отчетности расчетных операций;

- законность и достоверность отражения в учете и отчетности операций по кредитованию;

- правильность осуществления и законность кассовых операций;

- правомерность и правильность осуществления внешнеэкономической деятельности коммерческого банка;

- достоверность, правильность оформления и отражения по счетам бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;

- проверка правильности проведения и отражения в учете и отчетности основных средств банка и других материальных и нематериальных активов;

- проверка полноты, правильности и достоверности отражения в учете доходов и расходов банка.

Один раз в год банки в составе годового отчета обязаны представлять отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России, который вправе осуществлять при необходимости проверки состояния внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках.

 


3. Оценка эффективности работы внутреннего контроля в банке на примере ЗАО «Банк Русский стандарт»

3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»

 

ЗАО «Банк Русский Стандарт» - динамично развивающийся независимый финансовый институт высокой степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня, ориентированные на максимально широкие клиентские слои. Реализация четко направленной бизнес-стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили ЗАО «Банк Русский Стандарт» в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером. Сегодня Банк «Русский Стандарт» занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения и имеет уникальный опыт по формированию кредитной истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. Банк «Русский Стандарт» - Закрытое Акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую Банковскую систему России осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Был создан на основе «Агроопторгбанка» в июне 1999 года (генеральная лицензия № 2289 от 19 июля 2001 года). Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Русский Стандарт».

Органами управления Банка являются: общее собрание акционеров; совет директоров банка, председатель Правления банка, правление банка.

Высшим органом управления является Собрание акционеров Банка. Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель Правления (Левин Дмитрий Олегович), назначенный Советом Директоров, который выступает работодателем в трудовых взаимоотношениях с сотрудниками Банка. Правление банка занимается разработкой оперативных и тактических планов развития Банка по реализации стратегии, принятой Советом Директоров (председатель – Тарико Рустам Васильевич), обеспечением выполнения решений Общего собрания акционеров, Совета Директоров, Председателя Правления Банка. Совет директоров Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка. Председатель правления Банка является единоличным исполнительным органом Банка и руководит текущей деятельностью Банка. Правление Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка. В целях защиты интересов инвесторов Банка и его клиентов, в Банке создана система внутреннего контроля. Организуется она Советом директоров Банка. Служба внутреннего контроля Банка действует на основании Устава и Положения о Службе Внутреннего контроля, утвержденного Советом Директоров Банка. Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль Банка определяется в порядке предусмотренном действующим законодательством. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, а также производятся расходы, осуществляемые по действующему законодательству до налогообложения. Чистая прибыль Банка (после уплаты налогов) остается в распоряжении Банка и по решению Общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направленные на формирование иных фондов или распределение между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с действующим законодательством. Банк Русский Стандарт реализует кредитные программы для населения более чем в ста городах России, а также на Украине и в Казахстане.

Организацию системы внутреннего контроля в банке можно рассмотреть как трехуровневую систему. На первом уровне департамент внутреннего контроля головного офиса в г. Москве, возглавляет Аверина Ирина Рудольфовна. Департамент внутреннего контроля создано для осуществления внутреннего контроля, содействия органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования и включает в себя Контрольно-ревизионное управление, управление последующего контроля, управление контроля качества, управление по работе с регионами, управление правовой поддержки, управление контроля кассовой работы и управление анализа и контроля рисков.

Основные задачи Департамента внутреннего контроля:

- обеспечивает мониторинг процесса функционирования системы внутреннего контроля, выявление проблем, связанных с ее функционированием, разработку предложений по совершенствованию и повышению эффективности системы;

- проводит регулярные проверки деятельности подразделений банка, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений и о результатах информирует руководство банка;

- осуществляет постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками банка установленных правил и процедур при осуществлении деятельности, функций и полномочий при принятии решений;

- участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, порядок выполнения операций и принятия решения, с целью обеспечения функционирования системы контроля.

- контроль за состоянием кредитных, рыночных рисков и риска ликвидности Банка.

На втором уровне – Региональный центр (филиал) - контроль в банке ведет Управление внутреннего контроля, здесь финансовую деятельность осуществляет 3 сотрудника – начальник отдела внутреннего контроля, главный и ведущий специалисты.

На третьем уровне – Региональное представительство (отдел внутреннего контроля) в лице ведущего специалиста операционного офиса. На данном уровне специалист ведёт текущий контроль, участвует в выездных проверках. Специалист после проведения проверки пишет предварительный отчет, делает анализ выявленных нарушений, прикладываются к отчету копии документов, свидетельствующие о допущенном нарушении, затем отправляет проделанную работу на второй уровень в Региональный Центр (филиал). Там, собирают отчеты со всех региональных представительств, подведомственные региональному центру, проверяют, пишут служебные записки и отправляют обратно в представительство, делается 2 копия для руководителя представительства. Руководитель предоставляет информацию о возможных сроках устранения нарушений и затем специалист пишет итоговый отчет с учётом сроков устранения. Итоговый отчет отправляют на второй уровень, после рассмотрения и составления итогового отчета о выявленных нарушений по всем представительствам отправляют в головной офис в Москву. Головной офис анализирует полученную информация, делает корректировки, плановые и встречные проверки, формирует политику в области внутреннего контроля, пишет служебные записки и отправляет на второй уровень обратно пакет документов, те в свою очередь передают на третий уровень. На третьем уровне ведущий специалист делает сверку по всем выявленным нарушениям исполнение и составляет отчёт и отправляет на второй уровень, и весь процесс повторяется заново.

Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию по минимизации внешних и внутренних рисков ЗАО «Банка Русский Стандарт» и призвана обеспечивать такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствовал бы достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в ЗАО «Банка Русский Стандарт».

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

- разделения обязанностей;

- непрерывности;

- предметности и конкретности;

- объективности;

- всеобъемлемости и многоплановости;

- информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;

- использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.

Реализация указанных принципов осуществляется за счет обязательного выполнения контрольных функций и действий, заложенных в операционные процедуры, порядок и правила проведения банковских операций и предоставления банковских продуктов и услуг, должностные инструкции работников, нормативные акты, регламентирующие банковскую и административно-хозяйственную деятельность Банка. Для осуществления контрольных функций также используются два вида контроля - административный и финансовый. Административный контроль состоит в проверке соответствия проводимых операций полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами Банка и процедурами принятия и реализации решений по проведению операций и сделок. Финансовый контроль заключается в проверке соответствия проводимых операций и сделок политике Банка, изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Как административный, так и финансовый контроль осуществляются в предварительном, текущем и последующем порядке.

Система внутреннего контроля в ЗАО «Банк Русский Стандарт» организована по принципу всеобъемлемости и многоплановости. Это означает, что контрольные функции закладываются по вертикали и по горизонтали, образуя тем самым сплошную сеть пересекающихся контрольных функций. Горизонтальную образующую представляют инструкции, тарифы, технические порядки и операционные процедуры, определяющие технологическую последовательность проведения банковских операций и сделок, лимиты установленных нормативных показателей, зоны ответственности и контрольные операции по минимизации операционных рисков. Вертикальную составляющую образуют индивидуальные должностные инструкции работников Банка, положения о подразделениях (отделах, управлениях), приказы и распоряжения президента-председателя Правления, решения Правления и/или коллегиальных органов Банка. Контроль за осуществлением контрольных функций (по горизонтали и по вертикали) подразделениями, составляющими инфраструктуру системы внутреннего контроля и обеспечивающими ее работу путем регулярных проверок, анализа, проведения специальных контрольных мероприятий, возлагается на Службу внутреннего контроля.

Информация о работе Банковский контроль