Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Цепью курсовой работы является изучение основ, подходов и рекомендаций к организации и функционированию внутрибанковского контроля как системы, а также изучение типового методического обеспечения деятельности службы внутреннего контроля и системы критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы контроля в банковском секторе экономики, определить этапы его осуществления;
- рассмотреть внутрибанковский контроль как систему взаимосвязанных элементов с выделением субъектов, объектов, целей, задач системы, принципов внутреннего контроля, которые необходимо классифицировать в соответствии с их целевой направленностью, форм, контрольных процедур и организационной структуры внутреннего контроля;
- изучить методические основы деятельности служб внутреннего контроля в банках и предложить типовое методическое обеспечение, включая методику планирования контрольной работы, методику проведения контрольной деятельности, методику документирования результатов контрольной работы и использования этих результатов в деятельности банка;
Введение.........................................................................................................3
1. Теоретические основы внутреннего контроля в банках........................6
1.1. Банковский контроль: понятие, виды………………………...………6
1.2. Внутрибанковский контроль как элемент системы банковского контроля... ………………………………………………………………………...9
1.3. Процесс осуществления внутреннего контроля и его этапы.....................................................................................................................13
2. Организационные основы внутрибанковского контроля....................17
3. Оценка эффективности работы внутреннего контроля в банке на примере ЗАО «Банк Русский стандарт»………………………………………..24
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» ……………………………………24
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке ЗАО «Русский Стандарт»………………………………………………………………………...32
Заключение...............................................................................................34
Список использованной литературы…………………………………….38
Содержание
Введение......................
1. Теоретические основы внутреннего контроля в банках........................
1.1. Банковский контроль: понятие, виды………………………...………6
1.2. Внутрибанковский контроль как элемент системы банковского контроля... ………………………………………………………………………...
1.3. Процесс осуществления внутреннего контроля и его этапы.........................
2. Организационные основы внутрибанковского контроля....................17
3. Оценка эффективности работы внутреннего контроля в банке на примере ЗАО «Банк Русский стандарт»………………………………………..24
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» ……………………………………24
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке ЗАО «Русский Стандарт»………………………………………………………
Заключение....................
Список использованной литературы…………………………………….38
Введение
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие банковской системы России в последнее десятилетие привело к тому, что качественный уровень оказываемых банками операций и спектр предоставляемых ими услуг значительно возросли. В то же время существующие системы управления в российских банках в целом, системы внутреннего контроля, в частности, а также состояние надзора за банковскими учреждениями в России пока еще не в полной мере соответствуют международным стандартам. Совершенствование методов проведения внутреннего контроля и надзорных процедур в целях обеспечения стабильности банковской системы остается в настоящее время одной из важнейших задач Центрального Банка Российской Федерации. Кредитные организации также ведут целенаправленную работу в области создания систем, позволяющих эффективно выявлять и адекватно оценивать возникающие при проведении операций риски. Однако, несмотря на возможности использования международного опыта, консультации аудиторских фирм и зарубежных банков, этот процесс идет достаточно медленными темпами.
Качественное проведение внутрибанковского контроля возможно не только при наличии высококвалифицированной подготовки специалистов. Необходимым условием являются определенные методики проведения проверок, достаточный набор инструментов и процедур, воспользовавшись которыми, контролер может выполнить свою работу в установленные сроки.
На сегодняшний день в России имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов.
В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы организации и функционирования внутрибанковского контроля предопределили выбор темы, цели и задачи курсовой работы.
Цепью курсовой работы является изучение основ, подходов и рекомендаций к организации и функционированию внутрибанковского контроля как системы, а также изучение типового методического обеспечения деятельности службы внутреннего контроля и системы критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы контроля в банковском секторе экономики, определить этапы его осуществления;
- рассмотреть внутрибанковский контроль как систему взаимосвязанных элементов с выделением субъектов, объектов, целей, задач системы, принципов внутреннего контроля, которые необходимо классифицировать в соответствии с их целевой направленностью, форм, контрольных процедур и организационной структуры внутреннего контроля;
- изучить методические основы деятельности служб внутреннего контроля в банках и предложить типовое методическое обеспечение, включая методику планирования контрольной работы, методику проведения контрольной деятельности, методику документирования результатов контрольной работы и использования этих результатов в деятельности банка;
- исследовать действующие системы оценки эффективности системы внутреннего контроля в банке и дополнить ее новыми критериями, позволяющими дать адекватную оценку состояния внутреннего контроля и контрольной среды.
Предметом исследования является система внутреннего контроля функционирующая в российских коммерческих банках и ее оценка.
В качестве объекта исследования выступили коммерческий Банк ЗАО «Русский Стандарт».
Методологической основой исследования послужили базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержание предмета исследования, а также системный подход, согласно которому внутрибанковский контроль исследуется в качестве комплекса взаимосвязанных блоков, взаимодействующих внутри динамичной системы.
1. Теоретические основы внутреннего контроля в банках...
1.1. Банковский контроль: понятие, виды
В административном праве контроль рассматривается, как «система наблюдения и проверок процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров». Как отмечают А. П. Алехин и А. А. Кармолицкий, «контроль заключается в установлении соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям… контроль выступает элементом управленческого цикла, стадией процесса управления» . Таким образом, контроль – это система мер прямого воздействия, реализуемых в целях соблюдения законов, нормативных актов и иных регулирующих правил и установлений, подразумевающих наблюдение и коррекцию деятельности субъекта, находящегося в подчинении контролирующего органа. При осуществлении контроля необходимые к соблюдению законы и нормативные акты дополняются иными правилами, регламентами и установлениями, которые вправе создавать для своих подчиненных субъектов орган контроля.
Понятие «банковский контроль» расшифровывается авторами по-разному. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. определяют банковский контроль, как контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих банков. С. И. Лукаш, Л. А. Малютина считают, что банковский контроль – контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций. Помимо контроля за деятельностью и финансовым состоянием клиентов в процессе их обслуживания банки осуществляют внутренний контроль, ревизии, проверки. Эта работа призвана не только отразить состояние учетной и контрольной работы в банке, но и наметить перспективы ее совершенствования.
О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева под банковским контролем понимают осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг - трастовых, лизинговых, факторинговых и др.
По сути, банковский контроль – составная часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска.
Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль – это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.
Правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля определены Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, на основе которых «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации» от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с новыми нормативными актами.
1.2. Внутрибанковский контроль как элемент системы банковского контроля
В зарубежной и отечественной экономической литературе определение системы внутреннего контроля имеет разное научное толкование. Поэтому проблема формулировки и описания системы внутреннего контроля нуждается в дальнейшей разработке. Банки как коммерческие структуры при организации контроля опираются на теоретические положения о системе внутреннего контроля, разработанные для коммерческих предприятий и организаций, которые изложены в трудах Ольховой P. P., Устинова И. Л., Болеева В. Н. и других.
Система внутреннего контроля (СВК) рядом авторов представлена как совокупность трех блоков: контрольной среды, системы бухгалтерского учета и отдельных средств контроля. Другие авторы предлагают более расширенный набор элементов системы внутреннего контроля: контрольная среда, регламентация, система бухгалтерского учета, контрольные процедуры, служба внутреннего контроля. Здесь прослеживается и организационный и функциональный подход.
Российские стандарты аудиторской деятельности характеризуют систему внутреннего контроля как «совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:
- соблюдения требований законодательства;
- точности и полноты документации бухгалтерского учета;
- предотвращения ошибок и искажений;
- исполнения приказов и распоряжений;
- обеспечения сохранности имущества организации».
При формировании системы внутреннего контроля банк, прежде всего, должен исходить из того, что данная система будет помогать ему в достижении поставленных перед ним целей. Следовательно, такая система должна состоять из конкретных субъектов, объектов, соответствующего механизма (форм и процедур), обеспечивающих четкое выполнение персоналом банка своих обязанностей и уверенность руководства, что определяемые им цели будут успешно достигнуты.
К субъектам внутреннего контроля следует отнести:
- представительные органы собственников банка (совет директоров, ревизионная комиссия);
- высшие коллегиальные органы управления (правление, комитеты, в т.ч. кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами и др.);
- высшие менеджеры банка (председатель правления или президент, его заместители);
- специальные службы банка, осуществляющие контрольные функции (служба внутреннего контроля, внутреннего аудита, безопасности и т.д.);
- специальные комиссии, создаваемые обычно на временной основе, для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований;
- менеджеры и рядовые сотрудники банка (например, управляющие, специалисты, контролеры), осуществляющие контрольные функции в соответствии с их должностными обязанностями и полномочиями.
Перечень субъектов внутреннего контроля свидетельствует о том, что контроль осуществляется на всех уровнях иерархической пирамиды - от рядовых сотрудников до высших менеджеров - и возглавляться представителями собственников банка.
Под объектами внутреннего контроля понимается совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля, а именно: финансово-хозяйственная деятельность банка в целом; деятельность структурных подразделений банка, его филиалов; отдельные виды банковской деятельности, операции, сделки, проводимые банком; финансовые и информационные потоки; деятельность отдельных менеджеров и рядовых служащих банка.