Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить процесс обращения пластиковых карт и выявить возникающие при этом определённые проблемы.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
рассмотрение истории возникновения пластиковых карт и последующего развития платёжных систем;
типологизация и выявление общих преимуществ пластиковых карт;
выявление основных платёжных систем;
рассмотрение видов пластиковых карт, используемых в Республике Беларусь
Введение ...…………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологические основы использования пластиковых карт…….5
1.1 Возникновение пластиковых карточек и зарождение международных платежных систем ………..………………………………………………………...5
1.2 Пластиковые карты, как платежный инструмент...……………………………9
1.3 Классификация пластиковых карт……………………………….…………....10
2 Платежная система её участники………………………………………..……...14
2.1 Пластиковая карта в механизме денежных расчетов………………………...14
2.2 Основные участники системы карточных расчетов………………………....21
3 Рынок банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь...................24
Заключение …………...............................................................................................31
Список использованных источников .....................................................................33
1 Теоретико-методологические основы использования пластиковых карт
Первыми возникли кредитные карточки, которые не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Их предназначение состояло в том, чтобы подтверждать кредитоспособность владельца вне его банка. Они возникли в Соединенных Штатах, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца XIX века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать своим наиболее богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы "привязать" этих клиентов к себе. В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие.
Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Charge-it". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.
Однако
такой авторитетный исследователь
банковского дела, как Льюис Мэнделл,
считает, что первой массовой платежной
карточной системой стала Diners Club, созданная
в 1949 году. Одним из главных отличий
от предшествующих систем было то, что
между клиентами и
Однако главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. Самым знаменательным для универсальных карточек в этом отношении, несомненно, стал 1958 год.
В этом году была создана система Carte Blanshe, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей "Хилтон". В 1965 году Carte Blanshe была продана First National City Bank (впоследствии Citibank).
1
октября 1958 года была выпущена
первая карта American Express. Уже через
год эта компания насчитывала
32 тысячи предприятий и более
475 тысяч держателей карточек. Такой
ус-пех American Express объясняется, во-первых,
тем, что компания приобрела
Universal Travel Card, выпускавшуюся Ассоциацией
американских отелей. Но главной
причиной была уже
В 50-е годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй, принципиально новый период в развитии карточного, бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Это произошло также в 1958 году.
Chase
Manhattan Bank к концу первого года
карточной программы имел 350 тысяч
держателей карточек и привлек
5300 предприятий розничной
С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки, но, тем не менее, рос успех "BankAmericard", выпускаемой Bank of America. Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.
По
мере роста карточных программ большинство
банков столкнулось с главным
препятствием - локальностью сети обслуживания
своих карточек. И вот в 1966 году
Bank of America начал выдавать лицензии на
выпуск карточек BankAmericard другим банкам
в ответ на это несколько крупных
банков-конкурентов Bank of America создали
свою Межбанковскую карточную
Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке уни-версальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась "American Express".
Следует
отметить, что изначально в зарубежной
классификации универсальные
Параллельно
с развитием американского
Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций и в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой Access Card, которая входила в Ассоциацию Eurocard. Так началось сотрудничество Eurocard и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускающей "Master Charge". Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку "BankAmericard" на известную теперь всем "VISA". Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке "более международное" название "MasterCard".
Eurocard
также не стояла на месте.
Расширяя свое сотрудничество
с MasterCard, эта ассоциация по
мере появления новых
Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка "VISA" и "MasterCard", они проигрывали карточкам JCB. Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии "VISA" и "MasterCard" вместе взятых.
Итак, на сегодняшний день крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 60% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 30 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков. [14, с.8]
Теперь рассмотрим историю карточек с точки зрения технологического развития.
Первые
карточки были картонными, данные на них
были либо написаны, либо выдавлены. Затем
стали использовать металлические
пластины, данные о клиенте на них
эмбоссировались (выдавливались). Затем
появились пластиковые
Появление магнитной полосы позволило выпускать карточки без эмбоссирования на них информации. Эти карточки могут быть использованы только в электронном оборудовании, позволяющем получить информацию с магнитной полосы.
Последним
этапом технологической эволюции карточек
стало появления на них микросхемы.
Это позволило хранить на карточке
больший объем информации. Этот факт
позволяет карточкам с
1.2 Пластиковые карты, как платежный инструмент
Существующая в Республике Беларусь система безналичных расчетов по розничным платежам на основе применения электронныхплатежных инструментов представлена в основном системами расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег. Отдельными банками прорабатываются либо реализуются проекты оплаты услуг и передачи финансовой информации с использованием мобильных телефонов и сети Интернет.
Под расчетами понимается обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.
Одним
из прогрессивных средств
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" – товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры – секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством – банкоматом, который и проводит авторизацию.
Информация о работе Банковские пластиковые карточки, их виды