Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:49, реферат
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и идеологию их авторов[1].
О.М. Олейник считает, что проблема банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Эти положения состоят в следующем:
— понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом;
— этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны;
— подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.
Кроме того, необходимо иметь в виду характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Эти правоотношения совершенно разного типа. Как весьма удачно подчеркивают американские специалисты по банковскому праву, есть «три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и правительством и между правительством и банком. Эти отношения регулируются совокупностью норм конституции и общего права...»[2].
1 Содержание банковской тайны.
2 О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка
3 О предоставлении кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну
4 О преступлениях, направленных на незаконное получение информации.
5 Заключение.
6 Список литературы.
Спорной представляется
также правомерность использования
органами налоговой полиции полномочия,
закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных
органах налоговой полиции», в соответствии
с которым указанные органы имеют право
при исполнении служебных обязанностей
пользоваться правами, предоставленными
законодательством должностным лицам
налоговых органов.
Вместе с тем
полномочия органов налоговой полиции
закреплены в ст. 36 Налогового кодекса.
Хотя перечень этих полномочий не носит
исчерпывающего характера, стоит согласиться
с мнением о том, что нормы, закрепляющие
полномочия органов налоговой полиции
по самостоятельному осуществлению налоговых
проверок и применению налоговых санкций,
а также иные полномочия налоговых органов,
предоставленные органам налоговой полиции
Законом РФ "О федеральных органах налоговой
полиции", противоречат нормам Налогового
кодекса и должны быть приведены в соответствие
с ним путем внесения изменений в названный
Закон.[20]
Исходя из функций
органов налоговой полиции, которые
состоят в предупреждении, выявлении,
пресечении и расследовании нарушений
законодательства о налогах и сборах,
являющихся преступлениями или административными
правонарушениями, и их полномочий, закрепленных
ст. 36 Налогового кодекса, правомерно сделать
вывод о том, что сведения, составляющие
банковскую тайну, должны предоставляться
органам налоговой полиции исключительно
как органам предварительного следствия.
В иных случаях
сведения, составляющие банковскую тайну,
истребуются органами налоговой
полиции через налоговые
Таким образом,
в ст. 26 Закона о банках нужно внести
изменения, исключив органы налоговой
полиции из перечня государственных
органов, которым выдаются справки
по операциям и счетам юридических
лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность. Органам предварительного
следствия информация, составляющая банковскую
тайну, предоставляется при наличии двух
условий: во-первых, только по возбужденным
уголовным делам, находящимся в их производстве,
и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно
ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного
следствия являются следователи прокуратуры,
органов внутренних дел, органов федеральной
службы безопасности и федеральных органов
налоговой полиции.
Во всех иных
случаях предоставление сведений, составляющих
банковскую тайну, органам предварительного
следствия, а также иным правоохранительным
органам является неправомерным.
Перечислим такие
случаи, так как они нередко
возникают в практике кредитных
организаций.
Во-первых, речь
идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой
следователь и орган дознания по поступившим
заявлениям и сообщениям могут истребовать
необходимые материалы до возбуждения
уголовного дела.
Во-вторых, право
получать от граждан и должностных
лиц необходимые объяснения, сведения,
справки, документы и копии с них предоставлено
милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").
В-третьих, истребовать
документы по возбужденным уголовным
делам могут органы дознания, перечисленные
в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением
таможенных органов и органов налоговой
полиции, которые указаны в ст. 26 Закона
о банках, предоставление сведений, составляющих
банковскую тайну, иным органам дознания,
в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право
требовать от руководителей и
других должностных лиц представления
необходимых документов, материалов, статистических
и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22
Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации»). Предоставление прокурору
сведений, составляющих банковскую тайну,
правомерно только в связи с возбужденным
уголовным делом.
Предоставление
кредитными организациями органам
предварительного следствия информации,
составляющей банковскую тайну, гарантируется
тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).
4.
О преступлениях,
направленных на
незаконное получение
информации.
Очевидно, что
лица, незаконно получающие или разглашающие
банковскую тайну, преследуют корыстную
цель. Т.к. ее умелое использование может
привести к получению прибыли.
Признаки противоправности
и безвозмездности изъятия
Незаконное копирование
(и даже просто доступ к такой
информации) приводит к исчезновению
тайны (ее важнейшего ценностного признака),
а следовательно, к изъятию из
фондов собственника части его имущества.
Ведь, несмотря
на то, что информация, составляющая
банковскую (и коммерческую тоже) тайну,
как таковая, не является предметом
материальным, она является объектом
права собственности и имеет,
как уже сказано, действительную
или потенциальную коммерческую ценность.
Вследствие утечки информации, составляющей
банковскую тайну, теряется ее ценность,
что может привести к невосполнимому ущербу,
который понесут банки и их клиенты, считающиеся
по праву ее собственниками.
Проблема состоит
в том, что преступления, направленные
на незаконное получение информации и
являющиеся преступлениями против собственности,
мы не можем назвать имущественными преступлениями
в строгом смысле слова в виду того, что
российское гражданское законодательство
не относит информацию к имуществу. В этой
связи непоследовательно отнесение к
преступлениям против собственности посягательства
лишь на одну из ее разновидностей – имущество.
Разрешение дилеммы
видится либо в замене термина
«имущество» в примечании к ст.
158 УК РФ на термин «собственность» законодателем,
либо в расширенном толковании имущества
правоприменительными органами.[21]
Заключение.
В законодательстве
о банковской тайне, к сожалению,
больше вопросов , чем ответов. Например,
« кредитная организация, Банк России
гарантируют тайну об операциях, о счетах
и вкладах своих клиентов и корреспондентов».
А в чем заключается эта гарантия, каковы
ее составляющие, какие условия должны
при этом выполняться? [22]
Между тем, ни у
кого не вызывает сомнений, что институт
банковской тайны не маловажен для нормального
функционирования экономики. С одной стороны,
он является частным случаем коммерческой
тайны, когда речь идет об обеспечении
тайны об операциях, о счетах и вкладах,
что может являться предметом защиты информации
в процессе функционирования коммерческой
организации. С другой – это одна из граней
обеспечения личной тайны гражданина.
С третьей – банковская тайна выполняет
определенную охранительную функцию,
обеспечивая недоступность сведений о
финансовом положении юридических лиц
и граждан, и тем самым предохраняя их
от противоправных намерений и действий.
Чем выше уровень
защиты данной информации, тем соответственно
выше авторитет кредитной
Я надеюсь, что
исправление ошибок действующего законодательства,
а также эффективное правовое регулирование
в будущем поможет достичь подобного уровня
или как можно ближе к нему приблизиться.
Список литературы.
1. О.М. Олейник.
Основы банковского права.
1999г.
2. А.А Фатьянов.
Тайна как социально –
Государство и
право. – М., 1998, №6.
3. А.Ю. Викулин.
Банковская тайна как объект
правового регулирования.
// Государство
и право. – М., 1998, №7.
4. И. Ахидова.
Банковская тайна и аналогия закона.//
Хозяйство и право. 1999, №10.
5. Н.Н. Курмашева,
Д.Б. Исаев, Н.А. Фатеев, Н.П. Черненький.
Навопросы отвечает
1999, №4.
6. Д. Гончаров.
О банковской и коммерческой
тайне. // Законность.
2000, №1
7. С. Карчевский.
Банковская тайна: проблемы
// Хозяйство
и право, 2000, №4.
8. П.С. Яни.
Правоохранительные органы и
предприниматели. – Приложение
к журналу «Юридический
9. П. Скобликов.
Коммерческая и банковская
10. А.Ю. Никулин.
Проблематика правового
11. М.М. Основы
банковского права. Учение о
ценных бумагах. – М., ВЕК,
1994г.
12. Д. Куршаков.
Банковская тайна.// Закон, 1998, №2.
----------------------- [1]
Гвирцман М.В. Правовое
[2] О.М. Олейник.
Основы банковского права.
[5] Сарбаш С.
В. Указ. соч., с. 146.
[6]Гражданское право.
Ч. 2. Обязательственное право / Под ред.
В. В. Залесского. — М.: МТК «Восточный экспресс»,
1988, с. 394. [7] Агарков М. М. Основы банковского
права. Учение о ценных бумагах. — М.: Изд-во
ВЕК, 1994, с. 152. [8] Олейник О. Правовые проблемы
банковской тайны // Хозяйство и право,
1997, № 7, с.147. [9] Комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации, части второй
(постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред.
— доктор юрид. наук, проф. О. Н. Садиков.
— М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ",
издательская группа ИНФРД-М- НОРМА, 1996,
с. 430 [10] Куршаков Д. Банковская тайна //
Закон, 1998, № 2, с. 65.
[11] С. Карчевский.
Банковская тайна: Проблемы
[17] Вестник Банка
России, 1999, № 41.
[18] Яни П.С.
Правоохранительные органы и
предприниматель. – Приложение к
журналу «Юридический бюллетень предпринимателя».
– М.: АО «Бизнес- школа». – 1997. [19] Расскаэова
Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств
на счетах и обращении на них взыскания
// Бизнес и банки, 1999, № 28, с. 2; Ахидова И.
Банковская тайна и аналогия закона //
Хозяйство и право, 1999, № 10, с. 98.
[20] Налоговый
кодекс Российской Федерации.
Часть первая. Постатейный комментарий
/ Под общ. ред. В. И. Слома.
— М.: Изд-во "Статут", 1988, с. 84. [21]
Д. Гончаров. О банковской и
коммерческой тайне. // Законность. 2000,
№1, стр. 52. [22] А.А. Фатьянов. Тайна как социально
– правовое явление. Ее виды. // Государство
и право. – М., 1997, №11, стр. 12.