Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:49, реферат
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и идеологию их авторов[1].
О.М. Олейник считает, что проблема банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Эти положения состоят в следующем:
— понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом;
— этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны;
— подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне.
Кроме того, необходимо иметь в виду характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Эти правоотношения совершенно разного типа. Как весьма удачно подчеркивают американские специалисты по банковскому праву, есть «три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и правительством и между правительством и банком. Эти отношения регулируются совокупностью норм конституции и общего права...»[2].
1 Содержание банковской тайны.
2 О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка
3 О предоставлении кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну
4 О преступлениях, направленных на незаконное получение информации.
5 Заключение.
6 Список литературы.
Правовой режим
служебной и коммерческой тайны
регулируется ст. 139ГК РФ. Информация составляет
служебную или коммерческую тайну в случае,
когда она имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам, к ней нет свободного
доступа на законном основании, и обладатель
информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности. Из этого определения
усматривается вывод: законодатель предоставляет
обладателю информации право самому определять
круг сведений, составляющих коммерческую
тайну. Необходимость соблюдения коммерческой
тайны может вытекать и из закона. Так,
согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона
«О бухгалтерском учете» коммерческой
тайной является содержание регистров
бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской
отчетности. При этом установлены следующие
ограничения: во-первых, такая информация
должна отвечать изложенным выше требованиям;
во-вторых, сведения, которые не могут
составлять служебную или коммерческую
тайну, определяются законом и иными правовыми
актами[16].
Информация, которая
составляет коммерческую тайну, закрепляется
предприятиями, учреждениями и организациями,
в том числе кредитными организациями,
в локальных нормативных актах, а обязанность
ее соблюдения возлагается на работников
в трудовых договорах (контрактах) и на
контрагентов в гражданско-правовых договорах.
Ответственность за нарушение коммерческой
тайны может наступить только при ее надлежащем
правовом оформлении.
Такая ответственность
установлена п. 2 ст. 139 ГК РФ. Она заключается
в обязанности возместить причиненные
разглашением коммерческой тайны убытки
и возлагается на лиц, незаконными методами
получивших такую информацию, на работников,
разгласивших коммерческую тайну вопреки
трудовому договору (контракту), и на контрагентов,
сделавших это вопреки гражданско-правовому
договору.
Напротив, как
уже отмечалось, законом закреплен
исчерпывающий круг сведений, составляющих
банковскую тайну (п. 1 ст. 857 ПС РФ), и установлена
ответственность банка за разглашение
таких сведений (п. 3 ст. 857 ГК РФ), которая
наступает независимо от правового оформления
обязанности ее соблюдения.
Таким образом,
разграничение законодателем
В плане соотношения
указанных видов
Банковские правила
используют и другую терминологию в определении
режима конфиденциальной информации.
Так, Указанием Банка России от 7 июля 1999
года № 603-У[17] регулируется режим служебной
информации, которая определяется как
любая информация, имеющаяся в распоряжении
кредитной организации, не являющаяся
общедоступной и содержащая сведения
об эмитенте и выпущенных им эмиссионных
ценных бумагах, об операциях (сделках)
кредитной организации и ее клиентов на
финансовых рынках, которая ставит сотрудников
кредитной организации, обладающих такой
информацией в силу своего служебного
положения или трудовых обязанностей,
в преимущественное положение по сравнению
с другими субъектами финансового рынка.
Сотрудники кредитной организации подписывают
обязательство о неразглашении конфиденциальной
информации.
3.
О предоставлении
кредитной организацией
государственным
органам сведений,
составляющих банковскую
тайну
Согласно п. 2
ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую
тайну, могут быть предоставлены
только самим клиентам или их представителям.
Государственным органам и их должностным
лицам такие сведения могут быть предоставлены
исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных
законом.
Статья 26 Закона
о банках устанавливает, что справки
по операциям и счетам юридических
лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, выдаются кредитной организацией
им самим, судам и арбитражным судам (судьям).
Счетной палате Российской Федерации,
органам государственной налоговой службы
и налоговой полиции, таможенным органам
Российской Федерации в случаях, предусмотренных
законодательными актами об их деятельности,
а при наличии согласия прокурора - органам
предварительного следствия по делам,
находящимся в их производстве.[18]
Справки по счетам
и вкладам физических лиц выдаются кредитной
организацией им самим, судам, а при наличии
согласия прокурора - органам предварительного
следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам
и вкладам в случае смерти их владельцев
выдаются кредитной организацией лицам,
указанным владельцем счета или вклада
в сделанном кредитной организации завещательном
распоряжении, нотариальным конторам
по находящимся в их производстве наследственным
делам о вкладах умерших вкладчиков, а
в отношении счетов иностранных граждан
- иностранным консульским учреждениям.
Анализ приведенных
законодательных норм позволяет
сделать следующие выводы:
. во-первых, законом
определен исчерпывающий
. во-вторых, случаи
предоставления указанной
Другими словами,
основанием для получения госорганами
сведений, составляющих банковскую тайну,
является не общее полномочие госоргана
запрашивать у предприятий, учреждений
и организаций необходимую информацию
для осуществления своей деятельности,
а установленные в законах специальные
случаи истребования у кредитной организации,
сведений, составляющих банковскую тайну;
. в-третьих, в
законодательных актах о
Учитывая изложенное,
рассмотрим случаи предоставления кредитной
организацией сведений, составляющих
банковскую тайну, отдельным государственным
органам.
Суды, арбитражные
суды (судьи) запрашивают (истребуют) у
кредитных организаций
В деятельности
кредитных организаций нередки
случаи, когда судебные приставы-исполнители,
ссылаясь на ст. 12 Федерального закона
«О судебных приставах», закрепляющую
их право получать при совершении исполнительных
действий необходимую информацию, объяснения
и справки, обязывают кредитные организации
предоставлять им сведения о наличии денежных
средств клиента- должника и их движении
по банковскому счету.
Такие требования
судебного пристава-
Согласно ст.
13 Федерального закона "О Счетной
палате Российской Федерации" при
проведении ревизий и проверок Счетная
палата получает от проверяемых предприятий,
учреждений, организаций, банков и иных
кредитно - финансовых учреждений всю
необходимую документацию и информацию
по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Центральный
банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые
учреждения обязаны предоставлять ей
необходимые документальные подтверждения
операций и состояния счетов проверяемых
объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287)
предусмотрена ответственность должностных
лиц за неправомерный отказ в предоставлении
информации (документов, материалов), а
также за предоставление заведомо неполной
либо ложной информации Счетной палате
РФ.
В силу п. 2 ст. 86
Налогового кодекса РФ банки обязаны
выдавать налоговым органам справки
по операциям и счетам организаций
и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации, в течение пяти
дней после мотивированного запроса налогового
органа.
Предоставление
налоговым органам сведений, составляющих
банковскую тайну, неверно сводить только
к предоставлению запрашиваемой ими информации.
Следует учитывать, что предоставление
определенного объема такой информации
вменено в обязанность банков: например,
банки обязаны сообщать налоговым органам
по месту учета налогоплательщиков в пятидневный
срок об открытии или закрытии ими счетов
(п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной
организацией налоговым органам сведений,
составляющих банковскую тайну, гарантируется
налоговой тайной, режим которой урегулирован
ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой
тайны необходимо рассматривать в корреспонденции
с режимом банковской тайны. В соответствии
с Налоговым кодексом налоговую тайну
составляют любые полученные налоговым
органом сведения о налогоплательщике.
Исключением являются сведения, перечисленные
в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком
самостоятельно или с его согласия; 2) об
идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах
и сборах и мерах ответственности за эти
нарушения; 4) предоставляемые налоговым
(таможенным) или правоохранительным органам
других государств в соответствии с международными
договорами (соглашениями), одной из сторон
которых является Российская Федерация,
о взаимной сотрудничестве между налоговыми
(таможенными) или правоохранительными
органами (в части сведений, предоставленных
этим органам). Не вызывает сомнений, что
к таким сведениям относятся и те, которые
составляют банковскую тайну.
Статьей 1351 Налогового
кодекса установлена налоговая ответственность
за непредставление банками по мотивированному
запросу налогового органа справок по
операциям и счетам организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в установленный НК РФ срок.
По Закону РФ
"О федеральных органах