Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач для экономического развития России.

Содержание

Введение……………………………………………………………
3
Глава 1.
Банковская система. Теоретические основы формирования банковских систем……………………

5
1.1.
Понятие и признаки банковской системы…………….
5
1.2.
Модели банковских систем…………………………….
7
1.3.
Абстрактная модель банковской системы…………….
12
Глава 2.
Особенности банковской системы Российской Федерации в динамике экономического развития страны……………………………………………………


15
2.1.
Принципы построения банковской системы Российской Федерации…………………………………

15
2.2.
Структура российской банковской системы………….
18
2.3.
Основные параметры российской банковской системы………………………………………………….

24
2.4.
Основные взгляды относительно развития банковской системы…………………………………….

29
2.4.1.
Проблемы развития современной российской банковской системы…………………………………….

29
2.4.2.
Повышение эффективности банковской системы России…………………………………………………....

32
2.4.3.
Перспективы развития банковской системы в России
33
Заключение………………………………………………………….
38
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 289.38 Кб (Скачать)

Уровень капитализации российской банковской системы формально достаточно высок. Согласно финансовой отчетности банков, отношение их капитала (собственных  средств) к активам, взвешенным с  учетом риска, в среднем составляет 23%. Это в 2,3 раза выше уровня, который  считается минимально допустимым (8%) и существенно выше среднего уровня капитализации банковских систем в  большинстве развитых стран (10 – 13%).

Однако фактический уровень  капитализации российской банковской системы ниже: значительная часть  банковских капиталов (от 15 до 30%), по существу, является фиктивной. Речь идет о разнообразных  схемах искусственного «раздувания» показателей  капитала путем одновременного предоставления займов аффилированным структурам с последующим внесением этих средств в уставный фонд банка. Если учитывать тот фактор фиктивной капитализации и низкую правовую защищенность кредиторов и инвесторов, то существующий уровень капитализации банковского сектора представляется пока недостаточным для покрытия его рисков по кредитным и другим операциям на внутреннем рынке.

Прибыльность активов российского  банковского сектора в настоящее  время соответствует нормальному  среднему уровню, типичному для стран  с развитой экономикой (2 –3 %). В 2002 г. она составляла 3%.

Для территориального распределения  банковских учреждений характерен чрезвычайно  высокий уровень централизации. В Москве находится 48% банков, концентрирующих 79% всех привлеченных банковской системой средств (без учета Сбербанка). В  результате возникает масштабное несоответствие в распределении между Центром  и регионами банковского капитала и объемов производственно-хозяйственной  деятельности, что в свою очередь  затрудняет обеспечение предприятий  и населения банковскими услугами.

Уровень развития филиальных сетей  российских банков весьма невысок. Если не считать Сбербанка, располагающего сетью с 1,2 тыс. филиалов и 34,5 тыс. отделений, то на один банк приходится 1 – 2 филиала(для сравнения: во Франции – 24 – 25 филиалов, в США – 6-7). В условиях резкого несовпадения территориального размещения источников банковских ресурсов (Центр) и потенциальных заемщиков (регионы) это становится еще одним фактором, ограничивающим возможности наращивания кредитования предоставления других банковских услуг10.

 

 

2.4. Основные взгляды относительно развития банковской системы

 

  2.4.1. Проблемы развития современной российской банковской системы

 

По мнению Селищева А.С., основными  проблемами современной банковской системы России являются:

    1. Отсутствие адекватной стратегии развития;
    2. Отсутствие специализированных банков;
    3. Мелкомасштабность;
    4. Структурная несбалансированность;
    5. Региональная несбалансированность;
    6. Ненадежность;
    7. Непрозрачность;
    8. Слабая координация звеньев банковской системы;
    9. Отсутствие единого хранилища данных
    10. Участие в теневом бизнесе11.

По мнению автора, недостатки современной  банковской системы России во многом дублируют общие недостатки экономического развития страны, но и в то же время обладают определенной спецификой.

Это достаточно обобщенные проблемы, которые находятся в достаточно статичном состоянии, решить их возможно только посредством долгой и постепенной реструктуризации. Если же говорить о том, какие в относительной мере динамичные (быстро меняющиеся) проблемы встречает сегодня банковский сектор России, то здесь можно говорить о следующем: в различных публикациях, конечно же дается порой неоднозначная оценка тому, что происходит на сегодняшний момент, но многие сходятся во мнении, что одной из основных проблем банков РФ являются «плохие долги» и «плохие активы».

По данным сайта www.opec.ru, Анализ ЦМАКП, подготовленный во втором полугодии 2009г. показал, что, несмотря на некоторую макроэкономическую стабилизацию, уровень «плохих» кредитов продолжит расти до 2010 г. Среди факторов риска ускорения роста «плохих» долгов – новое сжатие внутренних рынков и доходов предприятий,  жесткая кредитная политика банков вследствие сжатия их ресурсной базы, пересмотр оценок качества корпоративного долга по итогам финансовых результатов компаний за 2009 г, а также окончание действия послаблений на формирование банками резервов (Указание ЦБ РФ 2156-У).

Пик доли «плохих долгов» придется на 2010 г. и составит, в зависимости от сценария от 18% (стагнационный сценарий) до 21% («внешний шок»). Чтобы вернуться  к докризисному среднему уровню «плохих» долгов, России понадобится, по оценке ЦМАКП, не менее 5 лет12.

По сравнению  с первым полугодием 2008 г., соотношение  прибыль/долг в период январь-июнь 2008 г. значительно снизилось, а в  некоторых секторах стало отрицательным. Отчасти на сокращение этого показателя повлияла переоценка валютных кредитов. В этот же период произошло обвальное  снижение обеспеченности собственным  оборотным капиталом практически во всех производствах (наиболее сильное – в обрабатывающей промышленности).

Под проблемными  активами понимается сумма просроченной задолженности, вложения в долевые  ценные бумаги (акции), в рисковые облигации  и векселя (региональные и муниципальные, корпоративные и банковские). Если применять эту методологию, то в  реальном выражении проблемные активы были фактически стабильными до конца 2008 – начала 2009 г., а потом начали снижаться. Это объясняется тем, что в конце прошлого года банки проводили масштабное сокращение своих портфелей ценных бумаг, что с точки зрения рисков компенсировало рост просроченной задолженности.

Доля  просроченной задолженности в общем  объеме проблемных активов стабильно  увеличивается. Особенно сильным этот рост был с сентября 2008 г. по январь 2009 г. На 1 сентября она составила 37% по сравнению с 17% на 1 сентября 2008г.

Рис.6. Динамика проблемных активов в российской банковской системе с января 2008 по август 200913

К категории  плохих кредитов (non-performing loans – NPL) относятся кредиты, соответствующие низкому уровню надежности: сомнительные ссуды, проблемные ссуды и безнадежные ссуды. Учитывая NPL, доля проблемных активов в российской банковской системе на 1 сентября 2009г. составляет 18%, что в 2 раза выше, чем по методологии просроченной задолженности. При этом пороговое рисковое значение –10%.

 

 

2.4.2. Повышение эффективности банковской системы России

 

Процесс консолидации и объединения  банковской системы набирает силу и мощь, банковский бизнес становится в результате одним из лидеров по инвестиционной привлекательности среди отраслей экономики. Достигнутые успехи впечатляют: уровень развития российской банковской системы уже практически приближается к уровню стран Восточной Европы.

Особую значимость имеет рост доверия  населения и предпринимателей к  банкам. Здесь лучший индикатор - это изменение среднего срока, на который вкладчики доверяют банкам свои средства. Если в 2001 г. 88% вкладов были открыты на срок до года и только 12% -свыше года, то сейчас вкладов на срок более года в целом по банковской системе больше 60%. Да и объем вкладов населения за семь лет вырос более чем в 9 раз.

Рост доходов населения, ставший  естественным продолжением и одновременно движущей силой экономического роста и повышения доверия как клиентов к банкам, так и банков к своим клиентам, привел к резкому скачку кредитования населения и предприятий. Объем кредитов, выданных российскими коммерческими банками, увеличился с 1 до 9,5 трлн. руб. в течение б лет. В последние два года особенно интенсивный рост наблюдался в области ипотечного кредитования, которое стало локомотивом роста в строительстве. Хотелось бы особо это отметить, потому что как раз обеспечение населения жильем - наиболее очевидный фактор повышения качества жизни. В конечном счете для этого мы и работаем в банковской сфере.

В январе 2005 г. объем ипотечных кредитов в стране составлял «смешную» цифру - 257 млн. долл. США. Всего за год ипотека достигла уровня в 5,6 млрд., а в течение 2006 г. выросла до 9 млрд. долл. Рост финансирования строительства банками способствовал увеличению физических объемов жилищного строительства. С 2000 по 2006 г. ввод жилья вырос на 66% и превысил рекорды советского периода14.

Розничное потребительское кредитование стало другой точкой бурного роста. Согласно оценкам, в начале 2001 г, кредиты физическим лицам составляли всего 2% активов банковской системы по сравнению с долей в 32% по кредитам юридическим лицам. К началу 2005 г. розничные кредиты составили 9% и корпоративные заимствования -46%. По состоянию на начало 2007 г. кредиты населению достигали уже 15% активов. Все вышеперечисленное сформировало основу рывка инвестиционной привлекательности отрасли, который мы можем видеть в данный момент, оценивая последние сделки слияния и поглощения, а также публичные размещения Сбербанка и ВТБ.

Российская банковская система  крайне неоднородна: в то время как крупнейшие банки испытывают недостаток возможностей для эффективного вложения средств, многие малые и региональные банки страдают от дефицита ликвидности, недостатка среднесрочных ресурсов, необходимых для развертывания собственных программ и обеспечения жизнедеятельности.

 

 

2.4.3. Перспективы развития банковской системы в России

 

Многие иностранные банки имеют существенные преимущества: опыт, технологии, системы управления, а также более дешевое фондирование. Существенное повышение эффективности деятельности - ключевой вопрос для российских банков, необходимый для удержания корпоративных и розничных клиентов. Приобщение все более широких слоев населения к финансовым услугам дает нам массу возможностей для развития бизнеса и постепенного продвижения новых банковских, страховых и инвестиционных продуктов. Одновременно приток новых клиентов увеличивает нагрузку на существующую филиальную сеть, требует оптимизации бизнес-процессов, поддержания высоких стандартов обслуживания. Более низкая стоимость фондирования у наших иностранных конкурентов может быть компенсирована только при максимально полном использовании кадровых и технологических ресурсов, обеспечивающих сокращение издержек банка.

Сфера, без улучшений в которой российские банки заведомо проиграют в конкурентной борьбе с иностранными - качество обслуживания. Практика показывает, что эффективность сервиса, достоверность и доступность информации о финансовом продукте имеют для клиентов большее значение, чем уровень процентных ставок и комиссий за банковские услуги. При более низких издержках на привлечение средств у иностранных и государственных банков по сравнению с коммерческими банками именно качественный сервис является важнейшим фактором, дающим возможность компенсировать эту разницу и заработать прибыль. Здесь тоже необходимо сотрудничество с государством - более четкая проработка законодательства позволит сократить бумагооборот, ускорить обслуживание клиентов.

В условиях бурного роста кредитования, удлинения сроков и фактического снижения процентных ставок для успешной и эффективной работы банка необходимо особое внимание к работе с заемщиками. Управление качеством кредитного портфеля при снижающейся марже и ужесточении регулирования розничного кредитования становится ключевым вопросом в обеспечении прибыльности. Необходима постоянная работа по поддержанию соответствия процентной ставки качеству заемщиков, предотвращению кредитного мошенничества, а также избыточной долговой нагрузки, принимаемой заемщиками и поручителями. Банковское сообщество должно активно работать с государством в сфере регулирования раскрытия информации об условиях кредитования и обмена информацией о недобросовестных заемщиках.

Банки должны принять активное участие  в создании адекватных и цивилизованных механизмов взыскания задолженности, в том числе и в разработке жесткой, но гуманной системы личного банкротства, которое должно быть закреплено на законодательном уровне.

Еще одна сфера, где необходимо тесное сотрудничество банков и государства - укрепление банковского надзора. Без качественного регулирования невозможно устойчивое развитие национальной банковской системы и повышение доверия населения и бизнеса к банкам. Качественный надзор необходим и банкам, и клиентам. Необходимо повышение роли саморегулирования, совместные действия банковского сообщества и регулирующих органов по очищению индустрии и борьбе с такими негативными явлениями, как отмывание денег. Россиянин или иностранный партнер, приходя в банк, должны быть твердо уверены в его надежности и добросовестности.

На 5 крупнейших банков приходится почти половина объема банковских услуг, на 20 банков –70%, 200 банков обеспечивают почти 95% банковских услуг. Таким образом, на более чем 800 банков (половина из которых находится в Москве) остается лишь порядка 5% банковского сектора. Таким образом, очевидно, что российской банковской системе необходима консолидация. Это ниша, где банки могут быть реструктурированы, где может быть создана единая банковская инфраструктура, снижены транзакционные издержки, получены эффекты от масштаба. Для этого нужно модифицировать управление системой, усовершенствовать требования к универсальным банкам, развивать специализированные кредитные  организации. Проблема ресурсной базы является узловой для нашей системы. Для стимулирования формирования ресурсных фондов необходимо привлекать ресурсы государственных фондов в форме гарантий, софинансирования проектов, участия государства в инфраструктурных проектах.

Кроме того, необходимо развивать целевое внутреннее заимствование: для этого могут быть использованы механизмы облигационных займов и формирования фондов. Основной является проблема доверия, меры по дальнейшему стимулированию которого станут ключевыми. Целесообразно также стимулировать сбережения населения за счет их привлечения в фонды, путем выборочного повышения уровня страховых гарантий для отдельных видов вкладов.

Информация о работе Банковская система