Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа
Банковская система в любом государстве являются ключевым звеном экономики. От ее успешного функционирования зависит общее состояние, экономический рост страны. Изучение национальных банковских систем мира становится особенно актуальным в условиях сплетения экономик мира, глобализации, когда банковские кризисы в одной стране могут существенно повлиять на остальные страны.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Банковская система ее структура
1.2 Функции банковской системы
1.3 Банковская система и этапы ее становления
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ
2.1 Центральный банк Японии
2.2 Коммерческие банки Японии
2.2.1 Городские банки
2.2.2 Региональные банки
2.2.3 Иностранные банки
2.3 Специализированные кредитные институты
2.3.1. Банки долгосрочного кредитования
2.3.2. Траст-банки
2.4. Почтовые сберегательные кассы
2.5 Кредитные кооперативы
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Японская экономика до кризиса 1998 г.
3.1 Японская экономика до кризиса 2008 г.
3.3 Меры правительства по уменьшению последствий кризисов
3.4 Прогнозы развития банковского сектора в условиях глобализации и турбулентности финансовых рынков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В-пятых,
начала создаваться правовая база по
реструктуризации банковского сектора.
В октябре 1998 г. парламентом было
принято два новых закона: закон
«О финансовом оздоровлении» (Financial Revitalization
Law) и закон «О своевременном укреплении
финансовых функций» (Financial Function Early Strengthening
Law). Их принятие рассматривалось как временная
мера, направленная на приостановление
процесса массового банкротства банков.
Принятые законы регулировали вопросы
банкротства банков, их временной национализации,
перевода под управление временной администрации
и выделения банкам государственных средств
для рекапитализации. В случае если банк
переходил под управление временной администрации,
то его ликвидность поддерживалась Банком
Японии, если банк временно национализировался
- то Корпорацией страхования депозитов.
Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков. Для реализации принятых законов на балансе Корпорации по страхованию депозитов были образованы специальные фонды на общую сумму 60 трлн иен (12% ВВП). Финансовая помощь банкам носила добровольный характер. В марте 1999 г. Комиссия по финансовой реструктуризации в связи с обращением 15 крупных коммерческих банков дополнительно выделила им для рекапитализации 7,5 трлн иен1. Все городские банки, которые получили государственные средства для рекапитализации, предоставили планы, включающие основные направления по реструктуризации (путем объединения, слияния или поглощения), улучшению результатов своей деятельности и решению проблемы невозвратных кредитов. Были временно национализированы два банка долгосрочного кредитования Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. 1 октября 1999 г. произошло объединение двух банков развития с государственными финансовыми фондами: Development Bank of Japan объединился с Hokkaido-Tohoku Development Finance Public Corporation, a Export-Import Bank of Japan - с Overseas Economic Cooperation Fund и стал называться Japan Bank for International Cooperation.
Однако
принятие стандартных общепринятых
в мире методов оздоровления банковского
сектора (списание «плохих» долгов и
рекапитализация банков) не принесли
желаемых результатов. Кризис выявил несовершенство
структуры банковской системы Японии,
ее замкнутость, недостаточность собственного
капитала у банков, отсутствие квалификационного
менеджмента и слабость системы надзора
за банками.
На начальных трех фазах кризиса правительство и Банк Японии пытались стабилизировать ситуацию в банковской системе, не меняя основные принципы организации самой системы, защищая крупные корпорации и банки от банкротства. Государственное регулирование было подменено проведением политики «конвоя», основанной на системе государственных гарантий и обеспечивающей банкам полную страховку от финансового краха. Это свидетельствовало о смене либеральных реформ неолиберализмом. К началу нового века банковская система Японии подошла с целым рядом нерешенных проблем.
Антикризисные меры включают три основных направления.
Использование политики процентной ставки
С
началом финансового кризиса
центральные банки шести
Банк
Японии сохранял свою политику в области
процентных ставок и не изменял их
уровень до октября 2008 г. Он считал,
что целевой ориентир краткосрочной процентной
ставки на межбанковском рынке (около
0,5%) и действующий уровень базовой процентной
ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют
сложившейся экономической ситуации.
Однако в результате нарастания финансового
кризиса и неблагоприятного влияния рисков
на экономику Японии было принято решение
о снижении целевого ориентира краткосрочной
процентной ставки на межбанковском рынке
до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008
г. Уровень базовой процентной ставки
был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.
В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.
Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций
С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке превысил 50 трлн. иен, что выше исторического среднего уровня.Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:
1.Были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн иен в год (1,8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн иен. С середины декабря 2008 г. центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен '
2.Стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн иен1;
В
конце 2008 г. в список контрагентов Банка
Японии по операциям РЕПО с краткосрочными
обязательствами крупных
Меры по стабилизации банковского сектора
С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.
Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность.
С
начала 2009 г. был расширен перечень
видов обеспечения (залога) для получения
банками кредитов у Банка Японии.
В него были включены облигации корпораций,
долговые инструменты инвестирующих в
недвижимость корпораций, гарантированные
правительством краткосрочные обязательства
корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень
был дополнен государственными облигациями
США, Великобритании, Германии и Франции.
В
апреле 2009 г. Банк Японии объявил о
возможности привлечения
3.4 Прогнозы развития банковского сектора в условиях глобализации и турбулентности финансовых рынков
На
основе вышеприведенного исследования
можно составить следующий
1.
Япония вряд ли сможет
2. Экономический рост 2002 - 2008 гг. в значительной мере опирался на экспорт товаров и капитала. Поэтому спад в мировой экономике (особенно в США, остающихся важнейших экономическим партнером Японии) может крайне негативно сказаться на экономической динамике Японии. Вместе с тем многое будет зависеть от развития ситуации в азиатских странах, группе БРИК.
3.
Японские компании активно
В случае если Японии удастся добиться мягкой и относительно недолгой рецессии (впрочем, надежды на это немного) вместо длительного и глубокого кризиса, японские компании станут наиболее перспективными покупателями активов на рынке M&A после завершения кризиса. Тогда японские компании даже смогут оказаться в выигрыше.
4.
Снижение экспорта – наиболее
чувствительный фактор для
5.
У Японии есть опыт
6.
Отмечаются некоторые
Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:
1. Заключение двусторонних валютных своп-соглашений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключал такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
2.Взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключили двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.