Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной
экономике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского
сектора в Республике Казахстан.
Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности банковской системы Казахстана……………………..4
2. История развития банковской системы в Казахстане……………...6
3. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г…………………..........8
3.1Необходимость проведения реформы банковской системы………………..10
4. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 год…….……………………………………………………………………………13
5. Дальнейшее реформирование банковской системы………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…
На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики, повышение эффективности системы кредитования основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуществляет Агропромбанк СССР; предприятий и организаций социальной сферы и торговли -
Жилсоцбанк СССР; обслуживания населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк
СССР
обеспечивал организацию и
Структура специализированных
Коммерческие банки,
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка банковской
После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же
приступил
к созданию собственной банковской
системы, отвечающей требованиям рыночной
экономики. Уже в январе 1991г. был
принят Закон " О банках
и банковской деятельности в Казахской
СССР", что было, по существу,
началом банковской реформы в
стране. Республиканский Государственный
банк был преобразован в Национальный
банк, Республики Казахстан
с областными управлениями и отделениями.
Республиканский Промстройбанк. —
в акционерно- коммерческий банк Туранбанк,
Агропромбанк в акционерно-коммерческий
банк - Агропромбанк Республики Казахстан,
Внешторгбанк — в акционерно коммерческий
банк Алембанк, Республиканский
Сбербанк — в акционерно-коммерческий
— Сбербанк Республики Казахстан. В 1993
г. эти банки были преобразованы
в акционерные банки, а Сбербанк
переименован в Народный банк
Республики Казахстан.
ГЛАВА
III. Банковская реформа
в Казахстане с 1991 г.
3.1Необходимость
проведения реформы
банковской системы
В период перехода экономики
Республики Казахстан на
Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.
Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями.
В течение 1992 г. произошло увеличение
кредитных вложений в
Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком
заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам.
Получая эти дешевые кредиты,
госпредприятия использовали
Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов.
Прямое кредитование
Политика низких процентных
Отрицательное влияние на характер распределения кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями.
Широко практиковалась выдача льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации.
Централизованные кредиты на целевые правительственные программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд.тенге 76% приходилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым; банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате
средняя процентная ставка по предоставляемым централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен в тот год был определен, на уровне 2269,8%.
При проведении массового
Хотя вышеназванные кредиты
В общей сумме кредитных вложений значительный вес имеет кредит
правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. - 1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита.
В результате структура кредитных вложений значительно ухудшилась,
возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.