Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 06:30, контрольная работа
Цель работы – проанализировать современное состояние банковской системы РФ, определение путей ее развития.
Исходя, из поставленной цели в данной работе ставятся следующие задачи:
– раскрыть сущность и правовые основы банковской системы Российской Федерации;
– охарактеризовать структуру банковской системы Российской Федерации;
– выявить основные факторы развития банковской системы;
– дать общую характеристику банковского сектора Российской Федерации;
– проанализировать финансовые результаты деятельности банковского сектора РФ;
Важным шагом в развитии дела банковского законодательства стало принятие федеральных законов «О несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (февраль 1999 г.), «О реструктуризации кредитных организаций» (июль 1999 г.), а также «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (июль 2004 г.).
Принята новая редакция банковских законов – это определенный шаг вперед по пути развития российского банковского законодательства. Но в банковском законодательстве по-прежнему отсутствует как прямые банковские законы (о кредитах и депозитах), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах). Тем не менее, при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.[9]
1.2 Структура банковской системы РФ
Центральное место в банковской системе занимает центральный банк, который помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций: является главным банком страны, выступает эмиссионным центром, проводит денежно-кредитную и валютную политику, осуществляет контроль и надзор за экономическими банками.
Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитирую их в обращение, центральный банк дает возможность для непрерывного кругооборота и оборота капитала экономических субъектов, непрерывного процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.
Являясь экономическим институтом, центральный банк выступает как некоммерческая организация. Работая в сфере экономического оборота, предоставляя экономическим субъектам свои услуги и продукты, центральный банк так же, как и коммерческие банки, получает за них определенную плату, компенсирующую затраты. Однако в отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для центрального банка целью деятельности. Его функциональные задачи лежат не в плоскости предпринимательской деятельности как таковой, а в области управления денежным оборотом, не в бизнесе, а в создании с помощью денежно-кредитных инструментов экономических предпосылок для его развития. Вся «предприимчивость» центрального банка заключается лишь в том, чтобы обеспечить наибольшую эластичность, устойчивость денежного оборота, что позволит беспрепятственно совершать платежи за товары и услуги.
Центральный банк- это общественный продукт, работающий преимущественно на макроуровне экономических отношений. Эмитирование центральным банком наличных денег и платежных средств одинаково важно как для отдельных экономических субъектов, так и для экономики в целом. С экономической точки зрения центральный банк – это такой общественный, некоммерческий денежно-кредитный институт, который, функционируя в сфере обмена, регулирует платежный оборот в наличной и безналичной формах.
Правовой статус центрального банка российской федерации связан с его сущностью как общественного денежно-кредитного института. Центральный банк РФ выступает прежде всего как юридическое лицо. Статус центрального банка РФ, цели его деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, цели его деятельности, Федеральным законом « О Центральном банке Российской Федерации ( банк России)», другими федеральными законами.
Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков выступает как федеральный орган государственной власти. При этом его государственно-властные полномочия распространяются только на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Специфика статуса Центрального банка РФ заключается в том, что будучи наделен государственно-властными полномочиями, он не обладает полномочиями исполнительного органа власти по отношению к другим банкам.[10]
В Федеральном законе отмечается, что целями деятельности Банка России являются:
-защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. [11]
Основные функции Центрального банка:
- эмиссия и контроль денежного обращения
-расчетный и резервный центр банков
- управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета
- выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»
- установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам
- определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация
-проведение научных исследований
- определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране
- формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.[12]
Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и тех небанковских кредитных организаций, которые составляют инфраструктуру банковской системы. В свою очередь коммерческие банки подразделяются на специализированные и универсальные.
К специализированным относят:
- ипотечные банки, которые специализируются на выдаче кредитов под залог недвижимости на приобретение недвижимости ( ипотечных кредитов). Особенностью этих банков являются то, что они являются банками долгосрочного кредита, т.е. выдают их на срок от 10 лет и выше. Для предоставления таких кредитов банк должен обладать долгосрочными ресурсами, в качестве которых выступают собственный капитал банка и привлеченные средства, формирующиеся путем выпуска и реализации долгосрочных ипотечных облигаций.
- инвестиционные банки, основными операциями которых являются операции с ценными бумагами. Различают инвестиционные банки первого типа, характерные для стран с развитым рынком ценных бумаг (США), и инвестиционные банки второго типа, характерные для стран с недостаточно развитым рынком ценных бумаг (Италия). Инвестиционные банки первого типа выполняют разнообразные операции, связанные с ценными бумагами, - формируют капитал за счет выпуска акций и облигаций, размещают полученные денежные средства. Банки второго типа осуществляют операции не только с ценными бумагами, но и занимаются долгосрочным кредитованием нефинансового сектора экономики. Им разрешено принимать вклады населения, но только на долгосрочной основе
- сберегательные банки, главным клиентом которых выступает население. Эти банки универсальны по набору операций, они выполняют операции по привлечению вкладов, выдаче кредитов, проведению расчетов, покупке и продаже ценных бумаг, но специализация их проявляется в том, что их деятельность неразрывно связана с населением
- внешнеторговые банки, деятельность которых направлена на обслуживание внешней торговли. Основными операциями этих банков является осуществление международных расчетов и выдача внешнеторговых кредитов, т.е. кредитование экспортно-импортных операций
- банкирские дома представляют собой частные банковские учреждения, занимающиеся учредительной деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондам, кредитованием местных органов власти. Такие дома явились первыми банками и выросли из ростовщичества.
- инновационные банки, осуществляющие венчурные ( рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов
- почтово-сберегательные банки возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитование населения.
Развитая банковская система предполагает не только большое количество банков, но и разветвленную сеть филиалов и представительств этих банков, позволяющих с большей степени обслуживать клиентов. В банковскую систему включаются и иностранные банки, и их филиалы действующие на территории данной страны.
Помимо банков, банковская система включает некоторые небанковские институты, которые составляют инфраструктуру банковской системы – отделения инкассации, занимающиеся инкассацией денежных средств, расчетные организации, проводящие расчеты между банками. Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открывать и вести счета юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков, корпораций по их банковским счетам.[13]
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки, которые занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:
- аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
- обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
- кредитование отдельных юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота;
- учет векселей и операций с ними;
- хранение финансовых и материальных ценностей;
-доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции)
Основа деятельности коммерческого банка – формирование его собственных средств как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы: мелкие – с уставным капиталом до 30 млн. руб, средние – от 30 до 100 млн. рублей, крупные, уставный фонд которых превышает 100 млн. рублей.[14]
1.3. Основные факторы развития банковской системы
На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.
К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.
Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.
К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.
В случае кризисного развития наблюдается противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие долгосрочных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.
К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местных уровнях, которые влияют на характер отношений , принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:
-принципы денежно-кредитной политики
- заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций
- основные направления совершенствования налогообложения
- реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.
В мировой практике страны ранжируются по критерию политического риска. Чем выше показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Странам с высоким рейтингом политического риска сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.
Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая.
Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально- психологических факторов. К социально- психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования ресурсов населения и иностранных инвесторов.