Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа
Большая доля расчетов в России по-прежнему осуществляется с использованием налично-денежной системы, обслуживание которой чрезвычайно дорого обходится государственным и коммерческим финансовым структурам, и, следовательно, тяжелым бременем ложится на экономику страны. В первую очередь, в силу данной причины целый ряд документов программного характера одним из важнейших направлений развития российского финансового сектора называет сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов, базирующихся на современных банковских технологиях, включая платежные карты, электронные системы оплаты посредством кибер-денег (web-money, yandex-денег) и др.
Введение…………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Расчеты пластиковыми картами и чеками
1.1. Расчеты чеками…………………………………………………….……………5
1.2. Расчеты с использованием банковских карт……………………..……….….11
Глава 2. Сходства сущностных особенностей банковских карт и чеков…...…..15
Заключение……………………………………………………………………….....31
Список используемых источников………
В отношении же случая оплаты банком подложных, похищенных или утраченных карты/чека п. 4 ст. 879 ГК РФ определяет исключительное правило, ставящее ответственность субъектов-предпринимателей в зависимость от их вины. Данное правило представляется вполне разумным, поскольку способствует справедливому распределению рисков и убытков между контрагентами и надлежащему исполнению ими своих обязательств.
В дополнение к законодательной норме в банковской практике применяется правило, в соответствии с которым на чекодателе лежит риск платежа по чеку до момента надлежащего извещения плательщика о факте хищения, утраты чека46. Вместе с тем, отметим, что не всегда представляется возможным известить банк надлежащим образом (в письменной форме). В этой связи данные обстоятельства должны получить предельно конкретную регламентацию в нормах законодательства.
При оплате поддельной карты/подложного чека весьма разумно возложение на банк ответственности только при наличии вины работников самого банка, причем, на наш взгляд, вина банка в таком случае должна презюмироваться.
Решение вопроса о распределении рисков и ответственности между держателем карты и получателем платежа в случае незачисления денежных средств на счет получателя, на наш взгляд, в полной мере определяется нормами о распределении рисков и ответственности между чекодателем и чекодержателем. Как указывалось ранее, до момента зачисления денежных средств на счет чекодержателя чекодатель несет ответственность за платеж. В случае неплатежа чекодержатель наделен правом выбора: предъявить иск из основного договора либо совершить протест чека. На наш взгляд, данное правило в диспозитивном порядке могло бы найти достойное применение и в законодательных положениях, регулирующих расчеты с использованием банковских карт, но только в том случае, если держатель карты осуществляет ее использование исключительно в предпринимательских целях.
Держатель карты - физическое лицо, использующее
ее в целях, не связанных с
Между тем, анализ применяемых большинством банков договоров о выдаче и обслуживании банковских карт позволяет выявить ряд существенных нарушений прав и законных интересов потребителей, допускаемых многими банками при осуществлении обслуживания означенной категории клиентов.
Так, многие банки включают в договоры с держателями карт - физическими лицами следующие условия:
- банк не несет ответственности
в ситуациях, находящихся вне
сферы его контроля (на наш
взгляд, данное определение имеет
неоправданно расширительное
- по операциям, совершаемым с
предъявлением ПИНа по карте,
объявленной держателем
- по операциям, совершаемым с
картой держателя до его
- за убытки, понесенные клиентом в связи с использованием им систем банковского автоматизированного обслуживания через Интернет и по телефону;
- за искажение отчета или несанкционированный доступ к нему при передаче по сети Интернет либо по почте, а также за несвоевременное получение держателем отчета, влекущее за собой ущерб для держателя.
Эти и многие другие условия договоров о выдаче и обслуживании банковских карт явно противоречат не только нашим выводам о пределах ответственности держателя карты - физического лица, но и основным требованиям Закона "О защите прав потребителей47". Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона потребитель имеет право, чтобы оказываемая ему услуга не причиняла вред его имуществу. В свою очередь, положения ст. 13 и ч. 1 и 3 ст. 14 Закона устанавливают, что если иное не предусмотрено законом, убытки, причиненные потребителю, а также вред имуществу, причиненный вследствие недостатков услуги, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом (договором). При этом обязанность возмещения вреда возлагается на исполнителя, если эти услуги оказываются с использованием технических средств, оборудования, и не зависит от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить особые свойства этих технических средств и оборудования или нет (ч. 4 ст. 14 Закона).
В случае утраты, хищения карты, как
и в ситуации с чеками, ответственность,
на наш взгляд, должна нести виновная
сторона. Однако в области рассматриваемых
отношений банка и гражданина-
Заключение
В свете вышесказанного возможен вывод о том, что последовательное законодательное решение означенных вопросов не только поможет защитить законные интересы всех участников правоотношений по применению банковских карт, но и будет способствовать их широкому внедрению в повседневную жизнь. Вместе с тем, достижение такого результата не представляется возможным без уяснения правовой сущности банковской карты и расчетов с ее применением.
В заключение хотелось бы отметить, что разрешение основных проблем расчетов с использованием платежных банковских карт, должно идти по пути их юридического признания в качестве разновидности чеков, облеченных в специальную (не бумажную) форму, оборот которых субсидиарно регулируется техническими нормами и банковскими правилами.
В свою очередь, законодательная унификация правил эмиссии и обращения банковских карт позволит сделать систему расчетов прозрачной для всех участников гражданского оборота, а правила функционирования указанных систем - едиными для эмитентов карт и предельно понятными для клиентов банков - их держателей, что неизбежно приведет к росту доверия к данному перспективному финансовому инструменту.
Изменение приоритетов российского рынка розничного кредитования, а именно - рост доли кредитов с использованием кредитных карт недавно нашло отражение в нормативной базе. Указанием Банка России от 21 сентября 2006 г.) в Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" внесены изменения, которые в целом направлены на стимулирование развития безналичных расчетов в сфере розничных платежей с использованием платежных, в том числе, банковских карт. Несмотря на внесенные новеллы, Положение N 266-П нуждается в дальнейшем совершенствовании
Список используемых источников
1 Белов В.А. Денежные обязательства. - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.
2 Белов В.А. Денежные обязательства. - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.
3 Постановление ВС РФ от 13 февраля 1992 года N 2349-1 "О введении в действие Положения о чеках"// "Экономика и жизнь", июнь 1992 г.// Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 1996 г.
4 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I// "Российская газета" от 13 марта 1993 г.
5 Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"// "Российская газета" от 6 февраля 1996 г. N 23
6 Финансово-кредитный словарь. Т. II. С. 110.
7 Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"// "Вестник Банка России" от 30 марта 2005 г. N 17
8 Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"// Вестник Банка России, N17, 30.03.2005.
9
Беляева О.А Современное чековое обращение:
проблемы и перспективы в России // http://www.optim.ru/bh/2002/2/
10 Гинзбург А.И. Пластиковые карты. - СПб.: Питер, 2004. С.37.
11 См.: п. 1.5 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П) // Вестник Банка России, N17, 30.03.2005.
12 Актуальные аспекты правового регулирования расчетов с применением банковских карт (на основе аналогии с чеками)// "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2006, N 1
13 Актуальные аспекты правового регулирования расчетов с применением банковских карт (на основе аналогии с чеками)// "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2006, N 1
14 Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"// "Вестник Банка России" от 30 марта 2005 г. N 17
15 Временное положение о порядке приема к исполнению получений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями, утв. ЦБ РФ 10.02.1998 N 17-П // Вестник Банка России N 10, 18.02.1998.
16 Пластиковые карты. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 395.
17 Пластиковые карты. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С.387.
18 Спиранов И.А. Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 90.
19 Там же.
20 Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 06.11.1929// Свод законов СССР. Т. 5. С. 553.
21 Ландкоф С.Н. Чек и жироприказ. Харьков-Киев, 1931. С. 9.
22 Белов В.А. Денежные обязательства. - М.: АО Центр "ЮрИнфоР", 2001. С. 185.
23 Там же. С. 186.
24 Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. - М., 2001. С. 449.
25 Агарков М.М. Основы банковского права. - М., 1994. С. 128
26 Овсейко С. Чеки и чековое обращение: сравнительно-правовой анализ // Банковское право, N 2, 2003.
27 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 2002.
28 Белов В.А. Денежные обязательства. - М.: АО Центр "ЮрИнфоР", 2001. С. 45.
29 Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. - М., 2001. С. 150.
30 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 2. М., 1907. С. 502.
31 Проект Федерального закона N 97803425-2 "Об использовании платежных карт в Российской Федерации".
32 Пластиковые карты. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 75.
33 Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств (подготовлено секретариатом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, Нью-Йорк, 1987 г.).
34 Спиранов И.А. Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 126.
35 Там же. С. 81.
36 Приказ ГТК РФ от 03.08.2001 N 757 "О совершенствовании уплаты таможенных платежей" // Российская газета N 165, 25.08.2001.
37 Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 1996. С. 145-146.
38 Вишневский А.А. Банковское право Англии. - М.: Статут, 2000. С. 201-202.
39 Там же. С. 202.
40 Письмо Президента АРБ Тосуняна Г.А. "О внесений изменений и дополнений в главу 26.3 части второй НК РФ" // Бизнес и банки, 2003. N 27.
41 Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств (подготовлено секретариатом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, Нью-Йорк, 1987 г.).
42 Спиранов И.А. Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 119.
43 Пластиковые карты. - М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2005. С. 404-405.
44 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".// "Российская газета" от 7 апреля 1992 г.
45 Овсейко С. Чеки и чековое обращение: сравнительно-правовой анализ // Банковское право, 2003. N 2. С. 59.
46 там же.
47 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".// "Российская газета" от 7 апреля 1992 г.