Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа
Кредит имеет большое значение в развитии экономических связей между отраслями и регионами, в повышении эффективности производства, в создании и использовании доходов и прибыли. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а значит и концентрации производства.Цель дипломной работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Сущность кредитования
1.2 Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке
1.3 Современное состояние кредитования юридических лиц в России
1.4 Нормативно-правовое обеспечение кредитования в России
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО АКБ "РОСБАНК"
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Основные условия и параметры кредитования юридических лиц в ОАО АКБ "РОСБАНК"
2.3 Процесс кредитования населения России в ОАО АКБ "РОСБАНК"
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
3.1 Основные параметры российской банковской системы
3.2 Проблемы и перспективы коммерческого кредита
3.3 Предложения по оптимизации кредитования юридических лиц в коммерческом банке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Принцип
платности кредита означает, что
каждое предприятие-заемщик должно
внести банку определенную плату
за временное заимствование у него для
своих нужд денежных средств. Реализация
этого принципа на практике осуществляется
через механизм банковского процента.
Ставка банковского процента — это своего
рода "цена" кредита. Платность кредита
призвана оказывать стимулирующее воздействие
на хозяйственный (коммерческий) расчет
предприятий, побуждая их к увеличению
собственных ресурсов и экономное расходование
привлеченных средств. Банку платность
кредита обеспечивает покрытие его затрат,
связанных с уплатой процентов за привлеченные
в депозиты чужие средства, затрат по содержанию
своего аппарата, а также обеспечивает
получение прибыли для увеличения ресурсных
фондов кредитования (резервного, уставного)
и использования на собственные и другие
нужды. Совокупное применение на практике
всех принципов банковского кредитования
позволяет соблюсти как общегосударственные
интересы, так и интересы обоих субъектов
кредитной сделки банка и заемщика [22 с.193].
1.2
Организация кредитования
юридических лиц в коммерческом
банке
1) Этапы кредитования юридических лиц
Непосредственно
кредитный процесс начинается со
дня первой выдачи ссуды. Однако до
этого момента и вслед за ним
проходит целая полоса значительной
работы, выполняемой как банком-
Таковы реальности современной экономики России, испытывающей острый кризис производства и финансов. Коммерческие банки не освобождаются в дальнейшем от другого более сложного этапа – этапа рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляции требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.
В российских коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел (управление). В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка – он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. – в общем выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном отделе.
Крупные
кредиты, как правило, рассматриваются
на кредитном комитете. К его заседанию
прорабатываются все
Такова
процедура данного
На
третьем этапе – этапе
2) Кредитная документация
Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.
К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:
- кредитная заявка;
-
технико-экономическое
- заявление на получение ссуды;
- финансовый отчет;
- отчет о движении кассовых поступлений;
- внутренние финансовые отчеты;
-
внутренние управленческие
- прогноз финансирования;
- налоговые декларации;
- бизнес-планы;
- срочные обязательства;
- договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);
-
сведения о заложенном
К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.
К документам, составляемым банком, относятся:
-
заключение на кредитную
-
ведомость выполнения клиентом
условий договора, в том числе
погашение ссуды и уплаты
- кредитное дело клиента [12 с.135].
Требования к кредитной заявке достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.
Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:
- на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);
-
на торгово-посреднические
-
на временные нужды (для
Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте [13 с.203].
В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.
Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня [11 с.84].
Финансовый отчет, как правило, включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.
Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.
Финансовое
состояние клиента выражается в
показателях его
Особое
место среди кредитных
Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:
-
договор, предусматривающий
-
договор, предусматривающий
-
договор, предусматривающий
-
договор, комбинирующий все
Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.
Порядок предоставления и погашения ссуды. Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.
Способы гарантии возврата кредита - залог, гарантия, поручительства, страхование.
Условия кредитования. Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик:
-
процентные ставки и
- обязательства сторон;
-
санкции при невыполнении
- порядок разрешения споров;
- срок действия договора;
- юридические адреса сторон;
- подписи сторон.
К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.
Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке [10 с.238].