Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:09, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методических основ деловой активности предприятия и ее анализ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- исследовать экономическое содержание категории «деловая активность предприятия» и проанализировать подходы к ее определению;
- выявить и обосновать факторы, оказывающие влияние на деловую активность предприятия;
- провести анализ деловой активности предприятия на примере ООО «Интерлес»;
Фактор | Вид деловой активности (производственная, технико-экономическая или финансово-коммерческая активность) | ||
оценка | вес | общее значение | |
Образование | |||
Здоровье | |||
Профессионализм | |||
Личностные качества | |||
Мотивация | |||
Взаимоотношения в коллективе | |||
Условия труда | |||
Сумма | - | 1 |
Сравнивая три результативных показателя (они должны принимать значения от 0 до 1), соответствующие производственной, технико-экономической и финансово-коммерческой деловой активности, можно определить в каком подразделении и на какой именно фактор необходимо воздействовать, чтобы деловая активность данного подразделения и соответственно деловая активность всего предприятия повысилась.
На примере одного из российских предприятий было рассчитано влияние указанных факторов на деловую активность предприятия [24, 87-156]. Результативный показатель, характеризующий влияние всех факторов на производственную активность составил 0,466, на технико-экономическую активность 0,628, а на финансово-коммерческую активность 0,714.
Таким образом, для повышения деловой активности данного предприятия, необходимо воздействовать на производственную группу рабочих, а именно на факторы, имеющие наименьшую оценку: мотивация и условия труда.
Практическая значимость оценки факторов, влияющих на деловую активность, заключается в том, что менеджеры могут определить сильное либо слабое звено, то есть тот фактор, управление которым приведет к росту деловой активности предприятия и повышению эффективности его работы.
Для российских предприятий была разработана и обоснована общая многофакторная модель зависимости деловой активности предприятия в целом от различных факторов, оказывающих влияние на деловую активность [28, 34-98]:
где - индекс деловой активности,
- средняя зарплата одного
- сумма средств, затраченных на моральное стимулирование одного работника в квартал;
- сумма средств, затраченных
на повышение квалификации
- сумма средств, затраченных на улучшение условий труда одного работника в квартал;
- количество дней, пропущенных по причине болезни одним работником в квартал.
Наибольшая эластичность оказалась у фактора, характеризующего квалификацию, профессиональный рост и развитие персонала. Кроме того, достаточно высокая эластичность оказалась у факторов, характеризующих материальное и моральное стимулирование.
Изменение
деловой активности зависит не только
от использования внутреннего
Деловая активность предприятия влияет на результаты деятельности предприятия на рынке, что проявляется в росте доли рынка, повышении деловой репутации, стабильности связей с поставщиками и клиентами и т.д., то есть на рыночные параметры в данной сфере бизнеса.
Для
достижения в перспективе стабильно
финансового положения и
Рис. 3.1 Механизм управления предприятием на основе деловой
активности
Если индекс деловой активности имеет тенденцию к снижению или его значение меньше индекса деловой активности предприятий-конкурентов, то нужно определить вид деловой активности, который является «слабым звеном», и соответствующий ему блок управления предприятием. Результатом реализации управленческих решений по данным направлениям в системе менеджмента может стать повышение эффективности деятельности отдельных функциональных подразделений и всего предприятия.
Производственная активность может отразиться не только на количестве производимой продукции, но и на ее качестве, снижении доли бракованной продукции, недопущении боя тары и других потерь в производстве.
Управление
технико-экономической
Рост финансово-коммерческой активности оказывает влияние на увеличение основного показателя результативности деятельности предприятия - прибыли. Не все из анализируемых предприятий различных отраслей работают прибыльно, следовательно, не имеют собственных средств для расширения своей деятельности. Приобретение в больших объемах заемных средств может привести предприятие в затруднительное финансовое положение. Поэтому каждое предприятие стремится найти резервы увеличения прибыли.
Для увеличения прибыли предприятия могут увеличить объема производства и реализации продукции за счет правильной организации системы маркетинга, снизить себестоимости продукции, не снижая ее качества, разработать обоснованную политику ценообразования, изменить структуру ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, улучшить качество продукции и ее оформление, расширить рынок продаж продукции. Кроме того, проявленная предприятием финансово-коммерческая активность повлияет и на выбор оптимальной структуры капитала.
Выводы
по главе: Рассмотренные в третьей главе
мероприятия по повышению результативности
деятельности российских предприятий
на основе управления деловой активностью
позволяют сделать вывод о том, что управление
должно осуществляться комплексно через
производственную, технико-экономическую
и финансово-коммерческую активность,
тем более что решения, принимаемые с целью
управления этими видами активности,
взаимосвязаны. Такой комплексный подход
к определению, оценке и управлению деловой
активностью дает возможность интегрироваться
в процесс управления предприятием, согласовывая
при этом стратегические и тактические
цели и задачи, что отразится на повышении
результативности работы российских предприятий
и обеспечит не только их выживание,
но и дальнейшее развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного дипломного исследования можно сформулировать основные выводы.
В первой теоретической главе было определено, что деловая активность предприятия - не абстрактное понятие, а конкретная характеристика процесса деятельности предприятия, от которой зависит эффективность работы предприятия и его конкурентоспособность. В связи с этим деловую активность предприятия необходимо рассматривать в производственном, коммерческом и финансовом аспектах. Значение деловой активности предприятия будет различным в зависимости от целей и задач предприятия, поставленных на стратегическом и тактическом уровнях управления.
Обобщение и систематизация взглядов ученых и практиков на деловую активность предприятия в процессе дипломного исследования позволили рассмотреть деловую активность с позиции рыночного хозяйствующего субъекта. При всем многообразии определений деловой активности можно выделить два основных подхода. Одни авторы считают, что деловая активность - это комплекс мер, направленных на расширение доли рынка и увеличение объемов продаж. Другие рассматривают деловую активность как оценочный параметр результативности (эффективности) работы предприятия в целом.
Деловая активность рассматривается в работе с двух сторон: с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности. В первом случае деловая активность означает весь комплекс управленческих технологий, направленных на продвижение фирмы на товарных и финансовых рынках. Во втором, этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия, ориентированная на повышение эффективности и конкурентоспособности. Для каждого случая содержание деловой активности будет отличаться, но не противоречить друг другу. Это объясняется необходимостью согласования текущих и стратегических целей предприятия в определенной иерархии их достижения.
Во второй главе были изучены основные методологические подходы к оценке деловой активности, предложена методика оценки деловой активности по функциям предприятия, проведена комплексная оценка видов деловой активности и получен общий интегральный показатель деловой активности по данным ООО «Интерлес».
Оценка деловой активности с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности осуществляется с использованием различных показателей. Естественно, что влияние финансового аспекта будет наиболее значимо при определении деловой активности в рамках стратегических задач организации. И наоборот, деловая активность с позиции решения текущих задач требует повышенного внимания к производственному и коммерческому аспектам.
Проанализировав динамику индекса деловой активности ООО «Интерлес» можно сделать вывод, что в 2008-2010 гг. деловая активность по основной деятельности предприятия имела устойчивую тенденцию к снижению, так как этот индекс в 2009 г. снизился на 52,96%, а в 2010 г. – на 70,04% по сравнению с предыдущим годом. Показатель фондоотдачи в 2009 г. увеличился на 5,25% по сравнению с 2008г., но в 2010 г. он упал ниже уровня 2008 г., то есть к концу 2010 г. эффективность использования основных фондов снизилась. В 2010 г. один рубль, вложенный в основные средства, давал 3,96 руб. выручки.
Показатель
оборачиваемости материально-
Оборачиваемость оборотного капитала в 2009 г. снизилась на 7,27%, но в 2010 г. она выросла и превысила оборачиваемость 2008 г., достигнув значения 1,43. В 2008 и 2010 гг. предприятие увеличивало сумму краткосрочных займов, что говорит о том, что скорость оборачиваемости оборотного капитала генерировала в 2008 и 2010 гг. недостаточное количество средств для покрытия издержек и расширения деятельности. Но к концу 2010 г. наблюдалось снижение суммы краткосрочных займов, что на фоне повышения оборачиваемости оборотного капитала говорит о повышении эффективности использования оборотного капитала.
В
третьей главе дипломной работы
были рассмотрены основные направления
влияния деловой активности предприятия
на его деятельность, определены факторы,
влияющие на повышение деловой активности
предприятия на тактическом и стратегическом
уровнях, проведен анализ этих факторов,
а также разработаны мероприятия по управлению
деятельностью российских предприятий
на основе деловой активности.