Анализ деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методических основ деловой активности предприятия и ее анализ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- исследовать экономическое содержание категории «деловая активность предприятия» и проанализировать подходы к ее определению;
- выявить и обосновать факторы, оказывающие влияние на деловую активность предприятия;
- провести анализ деловой активности предприятия на примере ООО «Интерлес»;

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 837.00 Кб (Скачать)
Фактор Вид деловой  активности (производственная, технико-экономическая или финансово-коммерческая активность)
оценка вес общее значение
Образование
Здоровье
Профессионализм
Личностные  качества
Мотивация
Взаимоотношения в коллективе
Условия труда
                 Сумма - 1

       Сравнивая три результативных показателя (они должны принимать значения от 0 до 1), соответствующие производственной, технико-экономической и финансово-коммерческой деловой активности, можно определить в каком подразделении и на какой именно фактор необходимо воздействовать, чтобы деловая активность данного подразделения и соответственно деловая активность всего предприятия повысилась.

       На  примере одного из российских предприятий было рассчитано влияние указанных факторов на деловую активность предприятия [24, 87-156]. Результативный показатель, характеризующий влияние всех факторов на производственную активность составил 0,466, на технико-экономическую активность 0,628, а на финансово-коммерческую активность 0,714.

       Таким образом, для повышения деловой  активности данного предприятия, необходимо воздействовать на производственную группу рабочих, а именно на факторы, имеющие наименьшую оценку: мотивация и условия труда.

       Практическая  значимость оценки факторов, влияющих на деловую активность, заключается в том, что менеджеры могут определить сильное либо слабое звено, то есть тот фактор, управление которым приведет к росту деловой активности предприятия и повышению эффективности его работы.

       Для российских предприятий была разработана и обоснована общая многофакторная модель зависимости деловой активности предприятия в целом от различных факторов, оказывающих влияние на деловую активность [28, 34-98]:

       

       где - индекс деловой активности,

        - средняя зарплата одного работника  в месяц;

        - сумма средств, затраченных  на моральное стимулирование  одного работника в квартал;

        - сумма средств, затраченных  на повышение квалификации одного  работника в квартал;

        - сумма средств, затраченных  на улучшение условий труда  одного работника в квартал;

        - количество дней, пропущенных по  причине болезни одним работником в квартал.

       Наибольшая  эластичность оказалась у фактора, характеризующего квалификацию, профессиональный рост и развитие персонала. Кроме того, достаточно высокая эластичность оказалась у факторов, характеризующих материальное и моральное стимулирование.

       Изменение деловой активности зависит не только от использования внутреннего потенциала предприятия, но и от внешней среды, что должно учитываться при постановке целей и задач организации и при разработке стратегии ее дальнейшего развития.

       Деловая активность предприятия влияет на  результаты деятельности предприятия  на рынке, что проявляется в росте  доли рынка, повышении деловой репутации, стабильности связей с поставщиками и клиентами и т.д., то есть на рыночные параметры в данной сфере бизнеса.

       Для достижения в перспективе стабильно  финансового положения и повышения конкурентоспособности и тактическое, и стратегическое управление предприятием должно строиться на основе деловой активности, так как деловая активность лежит в основе эффективной работы по всем направлениям деятельности предприятия (рисунок 3.1).

        Рис. 3.1 Механизм управления предприятием на основе деловой 

       активности 

       Если  индекс деловой активности имеет  тенденцию к снижению или его  значение меньше индекса деловой  активности предприятий-конкурентов, то нужно определить вид деловой активности, который является «слабым звеном», и соответствующий ему блок управления предприятием. Результатом реализации управленческих решений по данным направлениям в системе менеджмента может стать повышение эффективности деятельности отдельных функциональных подразделений и всего предприятия.

       Производственная  активность может отразиться не только на количестве производимой продукции, но и на ее качестве, снижении доли бракованной  продукции, недопущении боя тары и других потерь в производстве.

       Управление  технико-экономической активностью  может привести к снижению себестоимости  продукции. В выявлении и использовании  резервов снижения себестоимости продукции  и будет заключаться проявление предприятием деловой активности, ведь уровень себестоимости отразится и на финансовых показателях деятельности предприятия: прибыли, рентабельности, и может стать основой для определения конкурентных преимуществ. Достичь экономии материалов можно путем ликвидации брака, повышения качества покупаемого сырья, использования местных видов сырья, а снизить себестоимость продукции можно также за счет экономии тары и сокращения расходов по амортизации основных фондов с учетом фактора сезонности.

       Рост  финансово-коммерческой  активности оказывает влияние на  увеличение основного показателя результативности деятельности предприятия - прибыли. Не все из анализируемых предприятий различных отраслей работают прибыльно, следовательно, не имеют собственных средств для расширения своей деятельности. Приобретение в больших объемах заемных средств может привести предприятие в затруднительное финансовое положение. Поэтому каждое предприятие стремится найти резервы увеличения прибыли.

       Для увеличения прибыли предприятия  могут увеличить объема производства и реализации продукции за счет правильной организации системы маркетинга, снизить себестоимости продукции, не снижая ее качества, разработать обоснованную политику ценообразования, изменить структуру ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, улучшить качество продукции и ее оформление, расширить рынок продаж продукции. Кроме того, проявленная предприятием финансово-коммерческая активность повлияет и на выбор оптимальной структуры капитала.

       Выводы  по главе: Рассмотренные в третьей главе мероприятия по повышению результативности деятельности российских предприятий на основе управления деловой активностью позволяют сделать вывод о том, что управление должно осуществляться комплексно через производственную, технико-экономическую и финансово-коммерческую активность, тем более что решения, принимаемые с целью управления этими видами активности,  взаимосвязаны. Такой комплексный подход к определению, оценке и управлению деловой активностью дает возможность интегрироваться в процесс управления предприятием, согласовывая при этом стратегические и тактические цели и задачи, что отразится на повышении результативности работы российских предприятий и  обеспечит не только их выживание, но и  дальнейшее развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В результате проведенного дипломного исследования можно сформулировать основные выводы.

       В первой теоретической главе было определено, что деловая активность предприятия - не абстрактное понятие, а конкретная характеристика процесса деятельности предприятия, от которой зависит эффективность работы предприятия и его конкурентоспособность. В связи с этим деловую активность предприятия необходимо рассматривать в производственном, коммерческом и финансовом аспектах. Значение деловой активности предприятия будет различным в зависимости от целей и задач предприятия, поставленных на стратегическом и тактическом уровнях управления.

       Обобщение и систематизация взглядов ученых и  практиков на деловую активность предприятия в процессе дипломного исследования  позволили рассмотреть деловую активность  с позиции рыночного хозяйствующего субъекта. При всем многообразии определений деловой активности можно выделить два основных подхода. Одни авторы считают, что деловая активность - это комплекс мер, направленных на расширение доли рынка и увеличение объемов продаж. Другие рассматривают деловую активность как оценочный параметр результативности (эффективности) работы предприятия в целом.

       Деловая активность рассматривается в работе с двух сторон: с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности. В первом случае деловая активность означает весь комплекс управленческих технологий, направленных на продвижение фирмы на товарных и финансовых рынках. Во втором, этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия, ориентированная на повышение эффективности и конкурентоспособности. Для каждого случая содержание деловой активности будет отличаться, но не противоречить друг другу. Это объясняется необходимостью согласования текущих и стратегических целей предприятия в определенной иерархии их достижения.

       Во  второй главе были  изучены основные методологические подходы к оценке деловой активности, предложена методика оценки деловой активности по функциям предприятия, проведена комплексная оценка видов деловой активности и получен общий интегральный показатель деловой активности по данным ООО «Интерлес».

       Оценка  деловой активности с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности осуществляется с использованием различных показателей. Естественно, что влияние финансового аспекта будет наиболее значимо при определении деловой активности в рамках стратегических задач организации. И наоборот, деловая активность с позиции решения текущих задач требует повышенного внимания к производственному и коммерческому аспектам.

       Проанализировав динамику индекса деловой активности ООО «Интерлес» можно сделать вывод, что в 2008-2010 гг. деловая активность по основной деятельности предприятия имела устойчивую тенденцию к снижению, так как этот индекс в 2009 г. снизился на 52,96%, а в 2010 г. – на 70,04% по сравнению с предыдущим годом. Показатель фондоотдачи в 2009 г. увеличился на 5,25% по сравнению с 2008г., но в 2010 г. он упал ниже уровня 2008 г., то есть к концу 2010 г. эффективность использования основных фондов снизилась. В 2010 г. один рубль, вложенный в основные средства, давал 3,96 руб. выручки.

       Показатель  оборачиваемости материально-производственных запасов в 2008-2010 гг. имел устойчивую тенденцию к снижению (на 10,19% - в 2009 г. и на 9,06% - в 2010 г.). Но, тем не менее, значение этого показателя продолжало оставаться достаточно высоким в течение 2008-2010 гг. (более 10 оборотов в год).

       Оборачиваемость оборотного капитала в 2009 г. снизилась на 7,27%, но в 2010 г. она выросла и превысила оборачиваемость 2008 г., достигнув значения 1,43. В 2008 и 2010 гг. предприятие увеличивало сумму краткосрочных займов, что говорит о том, что скорость оборачиваемости оборотного капитала генерировала в 2008 и 2010 гг. недостаточное количество средств для покрытия издержек и расширения деятельности. Но к концу 2010 г. наблюдалось снижение суммы краткосрочных займов, что на фоне повышения оборачиваемости оборотного капитала говорит о повышении эффективности использования оборотного капитала.

       В третьей главе дипломной работы были рассмотрены основные направления влияния деловой активности предприятия на его деятельность, определены факторы, влияющие на повышение деловой активности предприятия на тактическом и стратегическом уровнях, проведен  анализ этих факторов, а также разработаны мероприятия по управлению деятельностью российских предприятий на основе деловой активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия