Анализ деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методических основ деловой активности предприятия и ее анализ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- исследовать экономическое содержание категории «деловая активность предприятия» и проанализировать подходы к ее определению;
- выявить и обосновать факторы, оказывающие влияние на деловую активность предприятия;
- провести анализ деловой активности предприятия на примере ООО «Интерлес»;

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 837.00 Кб (Скачать)

       Теперь  определим влияние факторов на показатели рентабельности активов, рентабельности оборотного капитала, рентабельности основной деятельности и рентабельности реализованной продукции.

       Влияние изменения прибыли до налогообложения  на показатель рентабельности активов в 2009-2010 гг. cоставило:

       

       

       Влияние изменения величины активов на показатель рентабельности активов в 2009-2010 гг. cоставило:

       

       

       Таким образом, на показатель рентабельности отрицательное влияние в 2009-2010 гг. оказывало как изменение прибыли до налогообложения, так и изменение величины активов, что в итоге привело к уменьшению рентабельности активов ООО «Интерлес» на 7,9% (-6,38%-1,52%) в 2001 г., и на 6,839% (-6,83%-0,009%) в 2010 г. В большей степени отрицательное влияние оказало изменение прибыли до налогообложения.

       Влияние изменения прибыли от продаж на показатель рентабельности основной деятельности в 2009-2010 гг. cоставило:

       

       

       Влияние изменения объема выручки на показатель рентабельности основной деятельности в 2009-2010 гг. cоставило:

       

       

       Таким образом, на показатель рентабельности основной деятельности ООО «Интерлес» как в 2009, так и в 2010 г., в наибольшей мере отрицательное влияние оказало изменение прибыли от продаж, в наименьшей степени – изменение объема выручки от продаж. В 2009 г. за счет этих двух факторов рентабельность основной деятельности уменьшилась на 7,88% (-6,68%-1,2%), а в 2010 г. – уменьшилась на 5,54% (-5,35%-0,19%).

       Влияние изменения прибыли от продаж на показатель рентабельности реализованной продукции  в 2009-2010 гг. cоставило:

       

       

       Влияние изменения объема выручки на показатель рентабельности реализованной продукции в 2009-2010 гг.  cоставило:

       

       

       В наибольшей степени отрицательное  влияние на показатель рентабельности реализованной продукции ООО «Интерлес» в 2009-2010 гг. оказывало изменение прибыли от продаж, а в наименьшей степени - изменение выручки от реализации продукции, что в конечном итоге привело к уменьшению рентабельности реализованной продукции в 2009 г. на 15,66% (-12,05%-3,61%), а в 2010 г. – на 9,14% (-8,66%-0,48%). 
 

       2.4 Пути улучшения  деловой активности ООО «Интерлес» 

       При существующих темпах инфляции полученную предприятием прибыль целесообразно направлять, прежде всего, на пополнение оборотных средств. Темпы инфляционного обесценения оборотных средств приводят к занижению себестоимости и перетоку их в прибыль, где происходит распыление оборотных средств на налоги и непроизводственные расходы.

       Значительные  резервы повышения эффективности  и использования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.

       Рациональная  организация производственных запасов  является важным условием повышения  эффективности использования оборотных  средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использования; ликвидация сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе  путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта.

       Важнейшими  предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу  обращения являются: рациональная организация  сбыта готовой продукции, применении прогрессивных форм расчетов, своевременное  оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

       Ускорение оборота оборотных средств позволяет  высвободить значительные суммы и, таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

       Ускорение оборачиваемости оборотных средств  способствует их абсолютному и относительному высвобождению из оборота. Под абсолютным высвобождением понимается снижение суммы оборотных средств в текущем году по сравнению с предшествующим годом при увеличении объемов реализации продукции. Относительное высвобождение имеет место, когда темпы роста объемов продаж опережают темпы роста оборотных средств. В этом случае меньшим объемом оборотных средств обеспечивается больший размер реализации. Особое внимание уделяется анализу и созданию условий для относительного высвобождения ресурсов.

       В 2011 году следует увеличить оборотные средства в среднем на 12%. Величина оборотных средств, исходя из данных 2010 г., составит:

         тыс. руб.

       ООО «Интерлес» планирует довести показатель рентабельности оборотного капитала до уровня 2008 г., то есть до 70%.

       Среднегодовая величина оборотных средств в  планируемом году составит:

         тыс. руб.

       Определим размер прибыли до налогообложения, необходимый для достижения рентабельности оборотного капитала 70%:

         тыс. руб.

       Предполагается, что прибыль до налогообложения  будет приблизительно равна прибыли от продаж, то есть 106677 тыс. руб.

       Увеличение  себестоимости запланировано на уровне 2008 г., то есть темп роста равен:

       

       Следовательно, планируемая себестоимость реализованной  продукции на 2011 год равна:

         тыс. руб.

       Тогда, предполагаемая выручка от реализации продукции составит:

         тыс. руб.

       Определим теперь планируемый коэффициент  оборачиваемости оборотного капитала:

       

       Длительность  одного оборота оборотного капитала можно определить, как отношение количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. В 2010 г. длительность одного оборота оборотного капитала была равна:

         дней

       Планируемая длительность одного оборота оборотного капитала равна:

         дней

       Найдем  планируемое относительное высвобождение  оборотных средств по формуле:

       

       где   - сумма высвобожденных оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости;

              - планируемый объем выручки от реализации;

             Т – количество дней в году;

             Д2010- длительность одного оборота оборотного капитала в 2010 году (в днях);

              - планируемая длительность одного  оборота оборотного капитала (в днях).

          тыс. руб.

       Выводы: В результате проведенного в главе анализа деловой активности предприятия было определено, что в 2008-2010 гг. деловая активность по основной деятельности имела устойчивую тенденцию к снижению, так как этот индекс в 2009 г. снизился на 52,96%, а в 2010 г. - на 70,04% по сравнению с предыдущим годом. Показатель фондоотдачи в 2009 г. увеличился на 5,25% по сравнению с 2008г., но в 2010 г. он упал ниже уровня 2008 г., то есть к концу 2010 г. эффективность использования основных фондов снизилась. В 2010 г. один рубль, вложенный в основные средства, давал 3,96 руб. выручки. Также были предложены пути улучшения деловой активности за счет ускорения оборачиваемости из чего можно сделать вывод, что ООО «Интерлес» в 2011г. планирует ускорить оборот оборотных средств тем самым высвободить значительные суммы и, таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОССИЙСКИХ  ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ

ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ 

       Каждое  предприятие должно стремиться к  росту деловой активности и искать резервы ее повышения, иначе оно  остановится в своем технико-экономическом  развитии и в дальнейшем может стать банкротом. Высокий уровень деловой активности организации позволяет реализовывать ей свои стратегические интересы с целью достижения определенных результатов деятельности. Деловая активность оказывает влияние на инвестиционную привлекательность организации, а также на ее финансовую устойчивость, платежеспособность, кредитоспособность и т.д.

       Динамичное  развитие, генерирование доходов, положительный  рост результативных показателей - основные факторы, которые позволяют судить о способности организации выполнять свои основные функции в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды.

       Таким образом, деловая активность предприятия  влияет и на внутренние показатели работы предприятия, и на  деятельность предприятия на рынке, поэтому управлять деловой активностью нужно по всем направлениям.

       Для повышения деловой активности предприятие  должно максимально  использовать свой внутренний потенциал. У предприятия  может быть огромный потенциал, но без активности работников этот потенциал не перерастет в экономическое развитие, экономический рост.

       Сейчас  работник рассматривается не только как исполнитель трудовой функции, но и как элемент организации.

       Современные концепции использования человеческого  фактора утверждают взгляд на рабочую силу как на один из ключевых способов снижения издержек производства, роста производительности труда и, следовательно, увеличения прибыли.

       Следовательно, приоритетной задачей управления предприятием становится развитие сотрудников - до такого уровня, чтобы они могли применять в работе творческий подход, генерировать новые идеи, самостоятельно принимать решения, а это и есть ни что иное, как проявление деловой активности. Развитие персонала является основой для повышения деловой активности всего предприятия.

       Для управления деловой активностью были определены факторы, которые  связаны с развитием персонала и являются «причиной» активности,  могут повлиять на увеличение, либо на снижение деловой активности. К этим факторам были отнесены: образование, здоровье, профессионализм, личностные качества, мотивация, взаимоотношения в коллективе, условия труда. Эти факторы являются качественными, поэтому для получения соответствующей количественной оценки факторов были использованы элементы теории нечетких множеств и экспертных оценок, проводимых под руководством автора диссертации.

       Руководитель  подразделения оценивает данные факторы для своих сотрудников. Затем находятся среднеарифметические значения количественных оценок ( ) для подразделений, характеризующих каждый вид активности: производственную, технико-экономическую и финансово-коммерческую.

       Так как для каждого подразделения  значимость факторов будет различной, то необходимо определить вес каждого фактора ( ), причем . Вес задают эксперты. Общее значение определяется как произведение оценки (среднеарифметического значения оценки по подразделению) и веса, т.е. .

       Методика  расчета оценки влияния факторов представлена в таблице 3.1. 
 
 

       Таблица 3.1

       Оценка  влияния факторов на деловую активность предприятия.

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия