Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, реферат
Акционерное общество представляет форму предприятия с огра-
ниченной ответственностью, капитал которого образуется в результате
объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и про-
дажи акций и облигаций.
характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу
тех или иных причин продавец обладает исключительным правом про-
дажи какого-либо товара на рынке.
Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои ус-
ловия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена уста-
навливается выше стоимости не потому, что существует повышенный
спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца,
который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену.
Такая цена предстает как монопольно высокая.
Установление цены выше стоимости из-за монопольного поло-
жения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной
прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью
товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные
компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на
исключительную продажу товара.
Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара
чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних
времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на
продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну.
Иногда
государство предоставляло
говцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это
называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров
капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных
руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и цен-
трализации производства в отдельных отраслях, победы над конкурен-
тами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко дос-
9 5
тигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а
иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под кон-
тролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть
монополизируется.
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого
уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в
последней трети XIX . начале XX в. Эти процессы нашли подробное
освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капи-
тализма».
Процессы монополизации происходят до сих пор. В результате к
настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в
руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрез-
вычайно высокой степени концентрации производства.
Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии
является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации про-
изводства и образованию на этой основе монополий.
В некоторых отраслях существование монополии может быть
обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии
в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, напри-
мер, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение,
газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, ко-
торые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров,
например, из Челябинска до Уфы, экономически невыгодно. Получен-
ные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производ-
ства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и
нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов
отдельных компаний, так и всего общества.
Кроме того, монополия может быть рождена системой патенто-
вания, согласно которой закрепляется право единоличного использова-
ния какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного
срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продук-
цию, предстает как монополист.
Монополия может возникнуть и в результате использования како-
го-то уникального фактора производства, которого нет у других това-
ропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится осо-
бый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого
винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делает-
ся вино . совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам .
то продавец
вина также предстает как монополист
9 6
Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать лю-
бой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, не-