Акционерные общества и их типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, реферат

Описание работы

Акционерное общество представляет форму предприятия с огра-

ниченной ответственностью, капитал которого образуется в результате

объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и про-

дажи акций и облигаций.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

господство в  экономике СССР государственной  собственности и подчи-

нение ей коллективной собственности давало основание  последнюю

также относить к форме общественной собственности.

4 3

Помимо двух основных типов собственности существуют смешан-

ные и переходные типы.

Собственность смешанного типа образуется в результате доле-

вого участия  в ней государства и частных  лиц.

Переходной  можно считать собственность, переходящую либо от

общественной  к частной, либо, наоборот, от частной  к общественной.

Таковой, например, является собственность, которой начинают распо-

ряжаться и  присваивать частные лица, несмотря на ее законодательное

оформление в  качестве государственной. Такое можно было наблюдать

в последние  годы существования СССР. И это  обстоятельство во мно-

гом обусловило проведение в 90-е гг. приватизации государственной

собственности путем ее законодательной передачи в частные руки. Про-

исходят и противоположные  процессы, когда частная собственность,

имеющая общенациональное значение, например, земля, банки, сред-

ства связи, переходят  в государственную собственность, то есть нацио-

нализируются.

В целом, развитие экономики ведет к усложнению отношений

собственности. Эта сложность определяется как наличием разнообраз-

ных типов, видов  и форм собственности, так и многосубъектностью от-

дельных типов  собственности.

Вопрос 11  Экономическая сущность товара

Товар есть благо, являющееся результатом производства одного

субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта че-

рез обмен в  форме купли-продажи.

За данным определением скрывается довольно сложная совокуп-

ность экономических  отношений, требующих специального рассмотрения.

Во-первых, товар  отражает отношения собственности. Любой

товар выступает  в качестве объекта собственности. Собственник товара

предстает как  субъект, готовый к его передаче другому в обмен на нечто

равноценное.

5 7

Во-вторых, существуют отношения по поводу производства то-

вара. К ним  можно отнести отношения, обеспечивающие специализа-

цию на производстве того или иного товара и возможность возникнове-

ния на ее основе кооперации.

При этом важно  видеть частный характер производства отдель-

ных товаров, который  обусловлен обособленностью производителей. При

ней труд производителей предстает как их частное дело. Они сами ре-

шают, какой товар, как и в каком количестве их производить.

При производстве товара возникают также отношения  конкурен-

ции, в ходе которой  производители стремятся сделать товар более при-

влекательным  для покупателей.

В-третьих, возникают  отношения обмена в форме купли-прода-

жи товара. Эти  отношения предполагают, с одной  стороны, отчуждение

товара от его  производителей через его продажу, а с другой . присвое-

ние чужого товара через его куплю. Тем самым  с отношениями обмена

связана смена  собственников товара.

В-четвертых, по поводу товара складываются отношения распре-

деления. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного

продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в

распределении этого продукта. Можно видеть, что  в товарном хозяйстве

распределение необходимых людям благ осуществляется через обмен.

В-пятых, товар  становится объектом отношений потребления,

поскольку в  конечном счете он создается для удовлетворения каких-то

потребностей. Речь идет об отношениях производственного  потребле-

ния, если товар  относится к средствам производства, и об отношениях

личного потребления, . если товар относится к предметам  потребления.

Потребление подтверждает общественный характер производства

товаров. Если вещь произведена, но не дошла до потребителя, потому

что ее никто  не купил, это означает непризнание  ее нужности для обще-

ства, а процесса ее производства общественным  

Товарным  является хозяйство, в котором необходимые обществу

блага производятся отдельными обособленными производителями, каж-

дый из которых  специализируется на создании определенного  вида бла-

га, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как

товарами на рынке.

Из данного  определения видно, что производство становится то-

варным, если существуют два условия: специализация производителей

и их экономическая  обособленность.

Специализация предполагает то, что каждый производитель со-

здает определенный вид блага: хлеб, молоко, обувь, одежду и т.д. По-

скольку каждое благо способно удовлетворить лишь одну какую-то по-

требность, тогда  как у его производителя потребности  весьма разнооб-

разны, то блага  производятся в объеме, превышающем  потребность в

нем самого производителя, и их излишек обменивается на другие необ-

ходимые производителю  блага. Таким образом, специализация  обуслов-

ливает необходимость  в обмене результатами труда производителей.

Экономическая обособленность характеризуется независимостью

производителей, их самостоятельностью в принятии решений, прежде

всего при решении  вопросов: что, сколько, как и для  кого производить?

В основе такой  обособленности лежит частная собственность  на

факторы производства и факторы производства. Возникает  не просто

обмен, а обмен  в виде купли-продажи, то есть товарный обмен, свиде-

тельствующий  о товарном характере всего общественного  хозяйства.

В целом товарное хозяйство  характеризуется  следующими чер-

тами:

1. Наличие общественного разделения труда, предполагающе-

го специализацию  производителей на различных уровнях.

2. Экономическая самостоятельность производителей как соб-

ственников имеющихся  у них факторов производства, позволяющая  им

свободно распоряжаться  произведенной продукцией. Производство про-

дукта в этом случае предстает как частное и обособленное от производ-

ства других продуктов.

5 3

3. Произведенная  продукция имеет форму товара. Это означа-

ет, что непосредственной целью производства является продажа, а не

потребление произведенного.

4. Наличие рынка как связующего звена между производством

и потреблением и как фактора, влияющего на поведение  производите-

лей и потребителей, определяющего их отношения друг с другом в фор-

ме купли-продажи  и оказывающего регулирующее воздействие  на всю

экономику.

Среди основных характеристик товарного хозяйства особого вни-

мания заслуживают  те, что связаны со специализацией и экономической

самостоятельностью  производителей, поскольку они, обусловив  возник-

новение товарного  хозяйства, способствовали его дальнейшему  развитию.

Вопрос 14  Организационные формы рынков

Под рынками  потребительских товаров понимаются рынки това-

ров, удовлетворяющих  личные потребности людей.

Данные рынки  занимают важное место в экономике, так как каж-

дый из них предстает  в виде сферы взаимодействия домохозяйств (насе-

ления) с предприятиями  второго подразделения общественного  произ-

водства, в том  числе предприятиями, оказывающими услуги населению:

коммунально-бытовые, транспортные, ремонтные, медицинские, услу-

ги отдыха, образования  и т.д.

Подобное место определяет значение рынков потребительских

товаров.

1. Через них  реализуется основная функция  экономики . удов-

летворение потребностей людей. Делая нужные людям товары доступ-

ными для них, этот рынок способствует более полному  удовлетворению

их потребностей. Если товары для многих людей оказываются  недоступ-

ными, лежат на прилавках и не реализуются, то потребности  в них ока-

зываются неудовлетворенными.

2. Данные рынки  обеспечивают воспроизводство населения,  в том

числе его рабочей  силы. Во многом именно они способствуют либо рас-

ширенному, либо простому, либо суженному воспроизводству  населе-

ния. Последнее  может происходить вследствие недоступности  на рын-

ках для части  населения жизненно важных для них  товаров.

5 3

3. Покупательные  возможности населения связаны с его дохода-

ми и именно на рынках потребительских товаров  происходит реализация

доходов населения. Соответственно, благодаря этим рынкам формируют-

ся доходы предприятий, производящих потребительские товары.

4. Рынки потребительских товаров, будучи связующими звенья-

ми между производством  и потреблением, предстают в виде факторов,

влияющих на динамику, объем и структуру производства.

5. Рынки потребительских  товаров обеспечивают занятость  зна-

чительной части  населения.

Отмеченное значение рынков потребительских товаров указыва-

ет на то, что  данные рынки предстают как сфера  торговли . деятель-

ность, направленная на доведение произведенных товаров  до потреби-

телей через  их куплю-продажу.

Торговля потребительскими товарами может осуществляться в

двух формах: оптовой и розничной торговли.

Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров  крупны-

ми, средними и  мелкими партиями. Поскольку даже мелкооптовая тор-

говля предполагает наличие определенного торгового  капитала, то имен-

но оптовая  торговля предстает как сфера  бизнеса и предприниматель-

Информация о работе Акционерные общества и их типы