Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, реферат
Акционерное общество представляет форму предприятия с огра-
ниченной ответственностью, капитал которого образуется в результате
объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и про-
дажи акций и облигаций.
господство в экономике СССР государственной собственности и подчи-
нение ей коллективной собственности давало основание последнюю
также относить к форме общественной собственности.
4 3
Помимо двух основных типов собственности существуют смешан-
ные и переходные типы.
Собственность смешанного типа образуется в результате доле-
вого участия в ней государства и частных лиц.
Переходной можно считать собственность, переходящую либо от
общественной к частной, либо, наоборот, от частной к общественной.
Таковой, например, является собственность, которой начинают распо-
ряжаться и присваивать частные лица, несмотря на ее законодательное
оформление в качестве государственной. Такое можно было наблюдать
в последние годы существования СССР. И это обстоятельство во мно-
гом обусловило проведение в 90-е гг. приватизации государственной
собственности путем ее законодательной передачи в частные руки. Про-
исходят и противоположные процессы, когда частная собственность,
имеющая общенациональное значение, например, земля, банки, сред-
ства связи, переходят
в государственную
нализируются.
В целом, развитие экономики ведет к усложнению отношений
собственности. Эта сложность определяется как наличием разнообраз-
ных типов, видов и форм собственности, так и многосубъектностью от-
дельных типов собственности.
Вопрос 11 Экономическая сущность товара
Товар есть благо, являющееся результатом производства одного
субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта че-
рез обмен в форме купли-продажи.
За данным определением скрывается довольно сложная совокуп-
ность экономических отношений, требующих специального рассмотрения.
Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой
товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара
предстает как субъект, готовый к его передаче другому в обмен на нечто
равноценное.
5 7
Во-вторых, существуют отношения по поводу производства то-
вара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализа-
цию на производстве того или иного товара и возможность возникнове-
ния на ее основе кооперации.
При этом важно видеть частный характер производства отдель-
ных товаров, который обусловлен обособленностью производителей. При
ней труд производителей предстает как их частное дело. Они сами ре-
шают, какой товар, как и в каком количестве их производить.
При производстве товара возникают также отношения конкурен-
ции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более при-
влекательным для покупателей.
В-третьих, возникают отношения обмена в форме купли-прода-
жи товара. Эти отношения предполагают, с одной стороны, отчуждение
товара от его производителей через его продажу, а с другой . присвое-
ние чужого товара через его куплю. Тем самым с отношениями обмена
связана смена собственников товара.
В-четвертых, по поводу товара складываются отношения распре-
деления. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного
продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в
распределении этого продукта. Можно видеть, что в товарном хозяйстве
распределение необходимых людям благ осуществляется через обмен.
В-пятых, товар становится объектом отношений потребления,
поскольку в конечном счете он создается для удовлетворения каких-то
потребностей. Речь идет об отношениях производственного потребле-
ния, если товар
относится к средствам
личного потребления, . если товар относится к предметам потребления.
Потребление подтверждает общественный характер производства
товаров. Если вещь произведена, но не дошла до потребителя, потому
что ее никто не купил, это означает непризнание ее нужности для обще-
ства, а процесса ее производства общественным
Товарным является хозяйство, в котором необходимые обществу
блага производятся отдельными обособленными производителями, каж-
дый из которых специализируется на создании определенного вида бла-
га, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как
товарами на рынке.
Из данного определения видно, что производство становится то-
варным, если существуют два условия: специализация производителей
и их экономическая обособленность.
Специализация предполагает то, что каждый производитель со-
здает определенный вид блага: хлеб, молоко, обувь, одежду и т.д. По-
скольку каждое благо способно удовлетворить лишь одну какую-то по-
требность, тогда
как у его производителя
разны, то блага производятся в объеме, превышающем потребность в
нем самого производителя, и их излишек обменивается на другие необ-
ходимые производителю блага. Таким образом, специализация обуслов-
ливает необходимость в обмене результатами труда производителей.
Экономическая обособленность характеризуется независимостью
производителей, их самостоятельностью в принятии решений, прежде
всего при решении вопросов: что, сколько, как и для кого производить?
В основе такой обособленности лежит частная собственность на
факторы производства и факторы производства. Возникает не просто
обмен, а обмен в виде купли-продажи, то есть товарный обмен, свиде-
тельствующий о товарном характере всего общественного хозяйства.
В целом товарное хозяйство характеризуется следующими чер-
тами:
1. Наличие общественного разделения труда, предполагающе-
го специализацию производителей на различных уровнях.
2. Экономическая самостоятельность производителей как соб-
ственников имеющихся у них факторов производства, позволяющая им
свободно распоряжаться произведенной продукцией. Производство про-
дукта в этом случае предстает как частное и обособленное от производ-
ства других продуктов.
5 3
3. Произведенная продукция имеет форму товара. Это означа-
ет, что непосредственной целью производства является продажа, а не
потребление произведенного.
4. Наличие рынка как связующего звена между производством
и потреблением и как фактора, влияющего на поведение производите-
лей и потребителей, определяющего их отношения друг с другом в фор-
ме купли-продажи и оказывающего регулирующее воздействие на всю
экономику.
Среди основных характеристик товарного хозяйства особого вни-
мания заслуживают те, что связаны со специализацией и экономической
самостоятельностью производителей, поскольку они, обусловив возник-
новение товарного хозяйства, способствовали его дальнейшему развитию.
Вопрос 14 Организационные формы рынков
Под рынками
потребительских товаров
ров, удовлетворяющих личные потребности людей.
Данные рынки занимают важное место в экономике, так как каж-
дый из них предстает в виде сферы взаимодействия домохозяйств (насе-
ления) с предприятиями
второго подразделения
водства, в том числе предприятиями, оказывающими услуги населению:
коммунально-бытовые, транспортные, ремонтные, медицинские, услу-
ги отдыха, образования и т.д.
Подобное место определяет значение рынков потребительских
товаров.
1. Через них реализуется основная функция экономики . удов-
летворение потребностей людей. Делая нужные людям товары доступ-
ными для них, этот рынок способствует более полному удовлетворению
их потребностей. Если товары для многих людей оказываются недоступ-
ными, лежат на прилавках и не реализуются, то потребности в них ока-
зываются неудовлетворенными.
2. Данные рынки
обеспечивают воспроизводство
числе его рабочей силы. Во многом именно они способствуют либо рас-
ширенному, либо простому, либо суженному воспроизводству населе-
ния. Последнее может происходить вследствие недоступности на рын-
ках для части населения жизненно важных для них товаров.
5 3
3. Покупательные возможности населения связаны с его дохода-
ми и именно на рынках потребительских товаров происходит реализация
доходов населения. Соответственно, благодаря этим рынкам формируют-
ся доходы предприятий, производящих потребительские товары.
4. Рынки потребительских товаров, будучи связующими звенья-
ми между производством и потреблением, предстают в виде факторов,
влияющих на
динамику, объем и структуру
5. Рынки потребительских
товаров обеспечивают
чительной части населения.
Отмеченное значение рынков потребительских товаров указыва-
ет на то, что данные рынки предстают как сфера торговли . деятель-
ность, направленная
на доведение произведенных
телей через их куплю-продажу.
Торговля потребительскими товарами может осуществляться в
двух формах: оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупны-
ми, средними и мелкими партиями. Поскольку даже мелкооптовая тор-
говля предполагает
наличие определенного
но оптовая торговля предстает как сфера бизнеса и предприниматель-