Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:49, курсовая работа
Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные платежи, целями использования которых является получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Цель данной курсовой работы - изучить структуру и порядок возврата таможенных платежей, налогов и иных денежных средств.
Введение
Глава I. Таможенные платежи: уплата и возврат излишне уплаченных…………6
1.1 Исчисление, сроки и порядок уплаты Таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств……………………………………………………………………6
1.2 Излишне уплаченные таможенные платежи и их возврат…………………...13
Глава 2. Возврат таможенных платежей…………………………………………..17
2.1 Правила возврата таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств……………………………………………………………………………….17
2.2 Определение сумм излишне уплаченных таможенных платежей…………..20
2.3 Оформление обращения на таможню…………………………………………22
2.4 Рассмотрение обращения……………………………………………………....27
Глава 3. Проблемы, возникающие при возврате таможенных платежей………33
Заключение
Список использованной литературы
Денежные средства, уплаченные в безналичном порядке, возвращаются также в безналичном порядке. В случае уплаты платежей наличными в кассу таможенного органа их возврат может быть осуществлен как наличными денежными средствами из кассы таможенного органа, так и в безналичном порядке. Это также решает плательщик, указав способ возврата в своем заявлении.
Общий срок, включающий рассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате и непосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней, исчисленных с момента подачи заявления. Однако существует единственный случай, когда фактически времени уйдет больше, чем один месяц, – при непредставлении заявителем полного пакета документов одновременно с подачей заявления на возврат. Это не является продлением срока. При запросе документов срок, установленный таможней для их представления, не включается в срок рассмотрения заявления.
Итогом рассмотрения заявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, является предъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежей на расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо их выдача наличными.
Если при рассмотрении заявления плательщика о возврате таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания либо установлено нарушение иных условий, необходимых для возврата, принимается решение о невозвращении денежных средств. Таможенный орган в указанный выше срок обязан вынести письменное решение об отказе в возврате таких платежей и направить его плательщику.
Любое из указанных решений принимается руководителем либо уполномоченным заместителем таможенного органа.
Следует отметить, что при возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются, проценты или пени по ним не начисляются. Исключение составляет лишь возврат излишне взысканных денежных средств. Они будут возвращаться с процентами при условии, что были взысканы на основании незаконных решений таможенных органов либо неправомерных действий или бездействия их должностных лиц. Проценты исчисляются за каждый день взыскания. Процентная ставка принимается равной 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этих сумм.
Все
изложенное в полной мере относится
и к зачету излишне уплаченных
сумм таможенных и авансовых платежей,
а также к возврату и зачету
излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Различны лишь сроки зачета. Решение о
зачете принимается в течение пяти рабочих
дней со дня подачи плательщиком заявления
о зачете излишне уплаченной суммы, а сообщить
плательщику о зачете в счет предстоящих
платежей необходимо не позднее десяти
дней со дня проведения такого зачета.
Глава 3. Проблемы, возникающие при
возврате таможенных платежей
Как известно, при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации взимаются таможенные платежи, которые включают в себя: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. При этом применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Одновременно с этим предусмотрены случаи применения льгот и таможенных преференций по уплате таможенных платежей. В самом простом виде это заключается в том, что декларант (претендент) на получение таких льгот обязан представить на таможню документы, подтверждающие соответствующие заявленные (льготные) условия. То есть, иными словами, вместе с представлением таможенной декларации, в которой, помимо всего прочего, указаны сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, должна содержаться информация о наличии у лица, перемещающего товары, льгот по уплате таможенных платежей.
Вот, собственно, суть позиции таможенного ведомства России, изложенная в целом, как уже говорилось, в Таможенном кодексе РФ. Однако в последнее время в таможенные органы стали поступать многочисленные вопросы от участников ВЭД о правомочности существующего порядка. В частности, ставится под сомнение невозможность предоставления таможенных льгот уже после выпуска товаров, но с последующим представлением необходимых документов, эти льготы подтверждающих.
Итак, проблема заключается в следующем8. Предполагается, что импортер (экспортер) на момент подачи декларации не располагает соответствующими документами, подтверждающими наличие у него льгот по таможенным платежам. Либо это лицо не знает, что имеет право на такую льготу. Спрашивается также, можно ли сначала уплатить платежи полностью, а после должного оформления документов вернуть как бы льготные (излишне уплаченные) суммы? Другой вопрос, интересующий потенциальных плательщиков, заключается в сроках представления "льготных" документов, то есть на каком этапе их следует подавать - до оформления, во время или после него?
Сразу отметим, что вышеприведенные варианты, по нашему мнению, носят достаточно лукавый характер, но, тем не менее, в печати рассматриваются и обсуждаются. Определенная надуманность проблемы состоит в том, что трудно представить себе современного участника ВЭД (после двадцатилетнего отпуска внешней торговли в "свободное плавание" и одновременно с этим катастрофической ее монополизацией), не располагающего нужными документами или не знающего об их существовании. Впрочем, даже если предположить, что такие существуют, не лишне, думается, напомнить, что государство отнюдь не самоустранилось от контроля за внешней торговлей и ее участниками: существует соответствующий закон, иные нормативные акты, в том числе лицензирующие эту деятельность и т.д.
Однако, как бы там ни было, вышепоименованное Письмо ФТС, разъясняя возможные коллизии, говорит буквально следующее: "...если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей и товары выпущены (помещены под избранный таможенный режим), представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов". Вот кстати, думается, ответ на вопрос о сроках представления документов на льготы "при таможенном оформлении". В самом деле, раз товары могут быть допущены на таможенную территорию только при наличии декларации, значит, одновременно с ней должны быть подготовлены и "льготные" документы.
Цитируем Письмо далее: "Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов... производится только в случае, если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия, но при этом таможенные платежи фактически уплачены".
Интересна еще одна ремарка, содержащаяся в Письме. Поскольку значение ее для участников ВЭД имеет большое значение, процитируем ее также практически дословно: "Возврат таможенных платежей производится в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины". Однако, порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим возврат суммы таможенной пошлины может быть осуществлен только в случае, если Правительством Российской Федерации установлена тарифная льгота в виде возврата уплаченной таможенной пошлины.
Вот эта последняя из процитированных фраз Письма как раз и должна была бы вызвать наибольшее число нареканий со стороны участников ВЭД. Дело в том, что (и об этом также говорится в Письме) в настоящее время случаи предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной таможенной пошлины Правительством Российской Федерации так и не установлены9.
Таким образом, казалось бы, все ясно и точки над "i" расставлены. Тем не менее следует, очевидно, признать, что проблема все-таки существует, несмотря на ряд явно надуманных, искусственных вопросов. Понятны также и позиции сторон.
Так, плательщик, конечно же, заинтересован в освобождении (возврате) от уплаты налогов либо на худой конец в их минимизации, тем более если такие возможности теоретически допустимы. С другой стороны, и это также естественно, особенно при нечетком изложении тех или иных позиций нормативных документов, а следовательно, возможности их многовариантного толкования, у пользователей невольно возникает соблазн максимальной их трактовки в свою пользу.
Фискальные службы, разумеется, занимают диаметрально противоположные позиции: получить все сполна и даже больше, то есть льготы и преференции, даже когда таковые предусмотрены, по возможности "зажать".
Извечная дилемма, но возможно ли ее разрешение? Представляется, что одним из наиболее действенных инструментов при этом может быть повышение качества нормативно-правовой ведомственной документации. Необходима серьезная работа над качественным изложением таких материалов хорошим, четким, доступным для понимания и однозначного толкования языком. При всем уважении к российской таможенной службе приходится констатировать ее малые успехи в этом направлении. Далее, чем грешат наши ведомства (и ФТС также), так это слишком частые изменения и дополнения к уже выпущенным документам, что также путает и сбивает с толку пользователя. И, наконец, полное недоумение вызывает часто многолетняя работа над изданием документов, в том числе и высшей юридической силы, чья задача, в частности, -разъяснять ранее продекларированные правила и положения. Например, уже упоминавшийся и так и не существующий порядок предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной таможенной пошлины, разработать который достаточно давно было поручено российскому правительству.
Подобные
мероприятия, помимо, так сказать, прямого
действия, приведут, на наш взгляд, к
большему уважению закона, к повышению
общей юридической культуры участников
ВЭД, без которых мелкому сутяжничеству
и "выяснению отношений" между заинтересованными
сторонами не будет видно конца.
Заключение
Таким образом, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, которые установлены законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Правила, в соответствии с которыми производится исчисление и уплата таможенных платежей, четко определены и закреплены законодательством. При желании возвратить излишне уплаченные платежи – таможенные или авансовые – необходимо соблюсти указанные выше требования по оформлению заявления в таможню и его представлению.
Общий срок, включающий рассмотрение заявления о возврате, принятие решения о возврате и непосредственно возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных или авансовых платежей, не может превышать 30 календарных дней, исчисленных с момента подачи заявления.
Итогом рассмотрения заявления, по которому принято решение о возвращении денежных средств, является предъявление в банк поручения на перечисление сумм излишне уплаченных платежей на расчетный счет плательщика либо иного лица, указанного в заявлении, либо их выдача наличными.
Следует отметить, что при возврате уплаченных сумм таможенных платежей такие суммы не индексируются, проценты или пени по ним не начисляются.
таможенный пошлина платеж обращение
Список использованной литературы:
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 1.07.2010 года
2.
Федеральный закон «О
3. Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. №5003-1
4. Письмо от 31.12.2008 N 01-11/56480 "О возврате таможенных пошлин, налогов"
5. Инструкции о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость от 16 августа 2001 г. № 45
Информация о работе Возврат излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей